NRC-ROST
EN

+7 (495) 989-76-50

ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ЗА ПЕРИОД С 1 СЕНТЯБРЯ 2018 ГОДА ПО 7 ОКТЯБРЯ 2018 ГОДА

Изменения законодательства

Минфин России предлагает изменения в Главу XI.I. Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее – Закон об АО).

            На сайте www.regulation.gov.ru размещен проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования правового регулирования приобретения крупных пакетов акций публичных акционерных обществ)" (далее – Проект).

            Напомним, что Глава XI.1 Федерального закона "Об акционерных обществах" (далее – Закон об АО) устанавливает особые процедуры приобретения и выкупа голосующих акций публичных акционерных обществ (далее – ПАО): добровольное предложение, обязательное предложение, выкуп лицом, которое приобрело более 95% голосующих акций ПАО, остальных голосующих акций ПАО у миноритарных акционеров.

            Проект Минфина России предлагает многочисленные изменения в Главу XI.1 Закона об АО, которые предлагается ввести в действие с 1 июля 2019 года. В том числе:

-          заменить понятие "аффилированные лица" в Главе XI.1 Закона об АО на понятие "связанные лица";

-          обязательное предложение должно быть сделано в отношении всех обыкновенных и привилегированных акций ПАО, а также ценных бумаг, конвертируемых в его акции, независимо от того, являются акции голосующими или нет;

-          обязанность направлять обязательное предложение будет возникать и в том случае, если лицо приобрело контроль над одним или несколькими акционерами, которые владеют более 30, 50 или 75% общего количества голосующих акций ПАО;

-          увеличить срок для направления обязательного предложения с 35 до 50 дней;

-          ужесточить ограничения по голосованию для лиц, которые своевременно не направили обязательное предложение;

-          дать владельцам ценных бумаг ПАО право требовать приобретения принадлежащих им ценных бумаг лицом, которое не выполняет обязанность по направлению обязательного предложения;

-          предоставить лицу возможность освободиться от обязанности направлять обязательное предложение, при соблюдении определенных условий;

-          расширить перечень исключений, когда обязанность направить обязательное предложение не возникает;

-          разрешить заключение соглашений с владельцами приобретаемых ценных бумаг об отказе от права на принятие добровольного или обязательного предложения;

-          расширить способы обеспечения исполнения обязательств по оплате акций лицом, направляющим добровольное или обязательное предложение;

-          сделать регистратора представителем (в силу закона) владельцев голосующих акций, в отношении которых сделано добровольное или обязательное предложение, для защиты их прав;

-          изменить срок для направления лицом, которое приобрело более 95% голосующих акций ПАО, требования о принудительном выкупе остальных голосующих акций ПАО у миноритариев (ст. 84.8 Закона об АО) – 3 месяца со дня раскрытия ПАО информации о лице, ставшем владельцем более 95% голосующих акций ПАО;

-          деньги за акции, выкупаемые у лиц, зарегистрированных в реестре, в соответствии со ст. 84.8 Закона об АО, будут направляться регистратору; внесение денежных средств в депозит нотариуса больше не потребуется;

-          по некоторым видам корпоративных споров иск с тем же самым предметом и основанием (например, о признании недействительным того же решения общего собрания акционеров) нельзя будет подать второй раз от имени другого истца;

-          ввести понятие "специального регистраторского счета" (по аналогии со специальными брокерским и депозитарными счетами).

Подробнее об указанных изменениях можно прочитать здесь.

C 1 сентября 2018 года граждане получили право завещать принадлежащее им имущество специальной организации - наследственному фонду.

1 сентября 2018 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2017 № 259-ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации", который предусматривает возможность создания в России наследственных фондов, а также уточняет порядок доверительного управления наследством.

1.Наследственный фонд (далее – фонд) – это особая некоммерческая организация, которая создается по завещанию гражданина после его смерти с целью управления наследством.

Решение о создании фонда, его устав и условия управления фондом (далее – условия фонда) принимаются гражданином – наследодателем и должны содержаться в его завещании.

Фонд регистрируется как юридическое лицо после смерти наследодателя по заявлению нотариуса, ведущего наследственное дело, а если нотариус не исполняет обязанность по созданию фонда – на основании решения суда по требованию выгодоприобретателя или душеприказчика.

Нотариус выдает фонду свидетельство о праве на наследство. Таким образом, наследником становится сам фонд.

Лица, назначаемые в органы управления фонда, определяются в соответствии с решением об учреждении фонда, которое является неотъемлемой частью завещания. Наследодатель может указать в решении об учреждении фонда конкретных лиц, которые должны быть назначены в органы управления фонда, или порядок определения таких лиц.

Если органы управления фонда невозможно сформировать, то фонд не создается, и наследование имущества производится среди иных наследников по завещанию или по закону.

Имущество фонда формируется за счет наследства, переданного фонду, и в ходе деятельности фонда по управлению этим имуществом, в том числе за счет доходов от управления.

Фонд действует в пользу выгодоприобретателей (т.е. конкретных лиц) или "отдельных категорий лиц из неопределенного круга лиц", которые определяются в соответствии с условиями фонда.

Условия фонда должны определять порядок передачи имущества лицам, в пользу которых действует фонд, в том числе:

-          вид и размер передаваемого имущества или порядок их определения;

-           срок или периодичность передачи имущества;

-          обстоятельства, при наступлении которых передается имущество.

Условия фонда не обязательно должны предусматривать передачу лицам, в пользу которых действует фонд, права собственности на наследственное имущество. Вместо этого, например, может быть предусмотрена периодическая выплата доходов от управления наследственным имуществом, предоставление права пользование имуществом, оплата за счет фонда работ или услуг третьих лиц (образование, лечения и т.п.).

Выгодоприобретателями фонда могут быть "любые участники" гражданских правоотношений, кроме коммерческих организаций, т.е. граждане, некоммерческие организации, государство, муниципальные образования.

Права выгодоприобретателя фонда неотчуждаемы. На них не может обращено взыскание по обязательствам выгодоприобретателя, их нельзя уступить, и они не переходят по наследству. Права выгодоприобретателя – юридического лица прекращаются в случае его реорганизации[1].

Если права всех приобретателей прекратились, то новые выгодоприобретатели определяются в соответствии с условиями фонда.

2.Новые правила доверительного управления наследством.

Напомним, что нотариус, который ведет наследственное дело, заключает договор доверительного управления имуществом, входящим в состав наследства, если такое имущество требует не только охраны, но и управления в период, когда оно еще не передано наследникам.

Новая редакция ГК РФ, действующая с 1 сентября 2018 г., существенно изменила порядок доверительного управления наследством. Наиболее важные изменения:

-          имущество, которое передается в доверительное управление, должно быть оценено независимым оценщиком до заключения договора доверительного управления;

-          если в завещании назначен душеприказчик (исполнитель завещания), то он считается доверительным управляющим наследством с того момента, как согласился быть исполнителем завещания;

-          если в завещании указаны конкретные распоряжения наследодателя по вопросам управления наследством (например, каким образом надо голосовать наследуемыми акциями), то доверительный управляющий обязан действовать в соответствии с такими распоряжениями;

-          предполагаемый наследник может быть назначен доверительным управляющим с согласия иных наследников, выявленных к моменту его назначения, а если они возражают – то на основании решения суда;

-          может быть назначено несколько доверительных управляющих наследством, каждый из которых осуществляет полномочия по управлению наследством отдельно, если только договором доверительного управления наследством или завещанием не предусмотрено, что они осуществляют свои полномочия совместно;

-          договор доверительного управления может быть заключен на срок до 5 лет;

-          с момента выдачи свидетельства о праве на наследство в отношении имущества, переданного в доверительное управления, хотя бы одному из наследников, к такому наследнику переходят права учредителя управления; в том числе наследник вправе прекратить договор доверительного управления и потребовать, чтобы доверительный управляющий передал ему имущество, права на которое перешло к наследнику.

Новые правила о доверительному правлении наследством применяются к наследству, открытому после 01 сентября 2018 года.

Стратегические предприятия в течение 12 месяцев должны "избавиться" от ценных бумаг кредитных организаций, которые перестали соответствовать установленным требованиям.

Такой срок для отчуждения ценных бумаг "несоответствующих" кредитных организаций установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2018 № 1066[2] (далее –Постановление № 1066).

Напомним, что федеральные унитарные предприятия и хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, а также общества, находящиеся под их прямым или косвенным контролем (далее – стратегические предприятия), вправе приобретать ценные бумаги только тех кредитных организаций, которые соответствуют требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ.

Требования к кредитным организациям, ценные бумаги которых вправе приобретать стратегические предприятия, были установлены Постановлением Правительства РФ от 20 июня 2018 г. № 706, а именно:

-          размер собственных средств (капитала) кредитной организации не менее 1 млрд. руб.;

-          кредитная организация является участником системы обязательного страхования вкладов (кроме некоторых исключений);

-          кредитная организация находится под контролем Банка России или Российской Федерации либо имеет кредитный рейтинг не ниже определенного уровня, присвоенный российским рейтинговым агентством (кроме некоторых исключений);

-          кредитная организация не применяют ограничения в банковском обслуживании отдельных предприятий или отраслей в связи с иностранными санкциями;

-          выпуску облигаций присвоен рейтинг не ниже определенного уровня от 

Постановление№1066 определяет, что если кредитная организация перестала соответствовать установленным требованиям, то стратегическое предприятие обязано произвести отчуждение ее ценных бумаг в течение 12 месяцев после того, как кредитная организация была исключена из перечня "соответствующих" кредитных организаций.

Негосударственным пенсионным фондам и управляющим компаниям пенсионных накоплений разрешили в некоторых случаях не раскрывать информацию о своих акционерах.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2018 № 1150 "Об информации, не подлежащей раскрытию негосударственным пенсионным фондом, управляющей компанией, осуществляющей инвестирование средств пенсионных накоплений" установлено, что если в отношении акционеров и контролирующих лиц негосударственного пенсионного фонда (НПФ) действуют иностранные меры ограничительного характера (далее – иностранные санкции), то НПФ вправе принять решение не раскрывать неограниченному кругу лиц или раскрывать в ограниченном объеме информацию о своих акционерах и контролирующих лицах.

Право не раскрывать или ограничит объем раскрываемой информации также предоставлено управляющим компаниям (УК), осуществляющим инвестирование средств пенсионных накоплений, если в отношении акционеров (участников) УК действуют иностранные санкции.

НП Фили УК, которые приняли решение не раскрывать или ограничить объем раскрываемой информации, должны уведомить о принятом решении Банк России.

Постановление вступит в силу 9 октября 2018 года.

Минэкономразвития России утвердило формы типовых уставов для обществ с ограниченной ответственностью.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.08.2018 № 411 "Об утверждении типовых уставов, на основании которых могут действовать общества с ограниченной ответственностью" (далее – Приказ) утверждены 36 вариантов типовых форм уставов для обществ с ограниченной ответственностью.

Напомним, что в соответствии с Федеральным законом от 29.06.2015 № 209-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части введения возможности использования юридическими лицами типовых уставов" общества с ограниченной ответственностью получили право действовать на основании типового устава, утвержденного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Сведения о том, что юридическое лицо действует на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом, указываются в едином государственном реестре юридических лиц.

Типовой устав, утвержденный уполномоченным государственным органом, не содержит сведений о наименовании, фирменном наименовании, месте нахождения и размере уставного капитала юридического лица. Такие сведения в отношении ООО указываются в едином государственном реестре юридических лиц.

Приказ вступит в силу 24.06.2019, через 9 месяцев после его официального опубликования.

Новости и проекты Банка России

Банк России разъяснил некоторые вопросы, возникающие при реализации механизма реабилитации клиентов.

Банк России разместил на сайте Информационное письмо от 12.09.2018 № ИН-014-12/61 по вопросам применения Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в части функционирования механизма реабилитации клиентов.

Напомним, что банки, профессиональные участники рынка ценных бумаг и иные организации, осуществляющие операции с денежными средствами и иным имуществом, если они отказали клиенту в обслуживании на основании Федерального закона от 07.08.2001№ 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее – Закон 115-ФЗ), обязаны сообщить об этом в Росфинмониторинг. После этого клиент включается в т.н. "черный список" Росфинмониторинга и практически лишается возможности получать банковские и другие финансовые услуги на всей территории России.

Закон 115-ФЗ предусматривает механизм реабилитации клиентов, попавших в "черный список". Клиент вправе оспорить решение банка или иной организации об отказе в обслуживании, представив ей документы и сведения об отсутствии оснований для отказа. Организация обязана рассмотреть документы и сведения, представленные клиентом, и сообщить ему об устранении оснований для отказа в обслуживании (о "реабилитации" клиента) либо о невозможности устранения оснований для отказа в обслуживании. В случае отказа организации "реабилитировать" клиента, он вправе обратиться за реабилитацией в межведомственную комиссию при Банке России (подробнее см. пункты 13 0 13.6 статьи 7 Закона 115-ФЗ).

В Информационном письме от 12.09.2018 № ИН-014-12/61 Банк России разъяснил некоторые вопросы, связанные с процедурой реабилитации клиентов кредитных и некредитных финансовых организаций (далее – финансовые организации).

1. О периоде времени, на который распространяется механизм реабилитации в случае отказа от проведения операции.

Клиенты вправе требовать своей реабилитации, если решение финансовой организации об отказе в обслуживании было принято 30 июня 2013 г. или позднее.

            2. О порядке информирования финансовыми организациями своих клиентов о причинах отказа.

В случае обращения клиента за разъяснением причин, по которым ему было отказано в обслуживании, финансовая организация обязана проинформировать его о причинах отказа. Порядок информирования должен быть установлен внутренними документами финансовой организации.

3. Об объеме информирования финансовыми организациями своих клиентов о причинах отказа.

В случае обращения клиента за разъяснением причин отказа финансовая организация предоставляем ему информацию "в объеме, достаточном для обеспечения такому клиенту возможности ее использования при реализации механизма реабилитации клиентов".

4. О порядке исполнения финансовой организацией решения межведомственной комиссии, созданной при Центральном банке Российской Федерации (далее - межведомственная комиссия), об отсутствии оснований, в соответствии с которыми финансовой организацией ранее было принято решение об отказе.

Решение межведомственной комиссии об отсутствии оснований для отказа в проведении операции распространяется именно на ту операцию, в проведении которой клиенту было отказано.

Решение межведомственной комиссии об отсутствии оснований для отказа в заключении договора банковского счета (вклада) распространяется именно на тот договор, в заключении которого клиенту было отказано.

В случае обращения "реабилитированного" клиента с повторным распоряжением о проведении той же самой операции или повторным намерением заключить тот же договор банковского счета (вклада), финансовая организация не вправе отказать клиенту в проведении операции или заключении договора.

Финансовым организациям не рекомендовано указывать на участие государства в их уставном капитале с целью получения конкурентного преимущества.

Совместным информационным письмом Центрального банка Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службы от 24 августа 2018 года №ИН-01-52/56/ИА67323/18 финансовым организациям, поднадзорным Центральному банку РФ, не рекомендовано при продвижении своих услуг указывать на прямое или косвенное государственное (муниципальное) участие в уставном капитале или на вхождение финансовой организации в одну группу лиц, банковскую группу, банковский холдинг с хозяйствующими субъектами с государственным (муниципальным) участием в уставном капитале.

По мнению регуляторов, подобные действия финансовых организаций могут создавать у потребителей финансовых услуг впечатление о повышенной надежности таких финансовых организаций, что может приводить к возникновению нерыночного преимущества.

С полным текстом письма можно ознакомиться по ссылке.

Банк России планирует обновить порядок предоставления в Росфинмониторинг сведений некредитными финансовыми организациями.

Проект Указания Банка России "О порядке представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее – Проект) разработан взамен действующего сейчас от 15.12.2014 Указания № 3484-У.

Перечень информации и сведений, направляемых в Росфинмониторинг, в Проекте приведен в соответствие с действующей редакцией Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ (включая изменения, внесенные Федеральным законом от 23.04.2018 № 90-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения").

Из нововведений Проекта следует обратить внимание на обязанность некредитной финансовой организации в случае невозможности представления формализованного электронного сообщения (ФЭС) в Росфинмониторинг через личный кабинет "направить его в уполномоченный орган на цифровом носителе … с соблюдением мер, исключающих бесконтрольный доступ к документам вовремя доставки".

С Проектом Указания можно ознакомиться в прилагаемом к настоящему обзору файле.

Банк России планирует установить обязательные требования к обеспечению защиты информации для некредитных финансовых организаций.

Банк России разработал проект Положения "Об установлении обязательных для некредитных финансовых организаций требований к обеспечению защиты информации при осуществлении деятельности в сфере финансовых рынков".

Требования Положения (после его вступления в силу) будут обязательны для исполнения некредитными финансовыми организациями (НФО), в том числе профессиональными участниками рынка ценных бумаг.

Каждая НФО обязана обеспечивать защиту информации при осуществлении деятельности в сфере финансовых рынков в соответствии с Национальным стандартом РФ ГОСТ Р57580.1-2017 "Безопасность финансовых (банковских) операций. Защита информации финансовых организаций. Базовый состав организационных и технических мер", утвержденным приказом Росстандарта от 08.08.2017 № 822-ст.

Национальный стандарт предусматривает три уровня защиты информации:

-          усиленный уровень защиты информации реализуется признанной системно значимой инфраструктурной организацией финансового рынка в соответствии с Указанием Банка России от 25.07.2014 № 3341-У[3], при условии совершения более 3 млн. финансовых операций в день; регистраторы, брокеры, депозитарии и прочие "обычные" проф. участники рынка ценных бумаг не относятся к системно значимым инфраструктурным организациям;

-          минимальный уровень защиты информации реализуется микрофинансовыми организациями, кредитными потребительскими кооперативами, жилищными накопительными кооперативами, сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами, ломбардами

-          стандартный уровень защиты информации реализуется остальными НФО, в том числе регистраторами, брокерами и депозитариями.

НФО, для которых обязателен стандартный уровень защиты информации, в том числе обязаны:

-          использовать прикладное программное обеспечение (далее – ПО) и приложения, которые сертифицированы ФСТЭК или в отношении которых проведен анализ уязвимостей по определенному уровню;

-          контролировать использование клиентами "актуальных версий" ПО при осуществлении финансовых операций;

-          доводить до клиентов информацию, связанную с защитой информации: инструкции по безопасной эксплуатации ПО, сведения о появлении в доступе для скачивания мобильного ПО, в котором есть ссылка на НФО, но которое было размещено без согласия НФО (т.е. мошенническое, "фишинговое" ПО), рекомендации по защите информации от вредоносного кода и т.д.;

-          в случае использования СКЗИ российского производителя - использовать только сертифицированное СКЗИ (аналогичные требования к иностранному СКЗИ не упоминаются);

-          ограничивать параметры финансовых операций, осуществляемых клиентом через сеть Интернет, по различным критериям (сумма, получатели, период времени, географическое местоположение устройств, с которых клиент вводит или подтверждает электронные сообщения и т.д.);

-          регистрировать лиц, обладающих правами на доступ к защищаемой информации, управлению криптографическими ключами или критическому воздействию на объекты информационной инфраструктуры;

-          регистрировать своих работников, имеющих право формировать электронные сообщения на осуществление финансовых операций.

-          регистрировать с точностью до секунды действия работников и клиентов, связанных с доступом к защищаемой информации, на всех этапах финансовых операций;

-          сформировать подразделение или назначить ответственных работников за организацию и контроль обеспечения защиты информации (службу информационной безопасности) и утвердить положение об этой службе;

-          регистрировать инциденты информационной безопасности и информировать о них Банк России;

-          не реже одного раза в 2 года проводить оценку соответствия защиты информации с привлечением лицензированной организации.

Проект Положения впервые детально регламентирует и формализует деятельность НФО по защите информации при оказании услуг на финансовых рынках.

Неисполнение Положения создает не только регуляторные риски, но и риски имущественной ответственности НФО перед клиентами.

Если НФО не соблюдала обязательные требования к защите информации, предусмотренные Положением, то повышается риск ответственности НФО за убытки клиента, причиненные в результате воздействия вредоносного ПО и прочих подобных обстоятельств.

С Проектом Положения можно ознакомиться в прилагаемом к настоящему обзору файле.

Банк России планирует выпустить новое указание о формах и сроках отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Банк России разместил на сайте проект Указания "О формах, сроках и порядке составления и представления отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг, организаторов торговли, клиринговых организаций и лиц, осуществляющих функции центрального контрагента, а также другой информации в Центральный Банк Российской Федерации" (далее – Проект Указания).

Проект Указания разработан с целью замены действующего в настоящее время Указания Банка России от 27.11.2017 № 4621-У[4].

Отметим следующие изменения:

-          отчетность формы 0420401 "Общие сведения об организации" дополняется сведениями о широком перечне должностных лиц и членов органов управления проф. участника (в том числе единоличный исполнительный орган и его заместители, главный бухгалтер и его заместители, председатель и члены совета директоров, лицо, ответственное за организацию системы управления рисками, внутренний аудитор, спец. должностное лицо по ПОД/ФТ, все сотрудники службы внутреннего контроля, руководитель ревизионной комиссии, контролер, "руководитель структурного подразделения, созданного для осуществления проф. деятельности"); в случае их освобождения любого из этих лиц от должности измененные показатели отчетности должны предоставляться не позднее чем на следующий день;

-          вводится новая форма отчетности 0420455 "Расчет показателя достаточности капитала", которая должна составляться проф. участниками – дилерами, брокерами и управляющими  по состоянию на последний календарный день каждого месяца и предоставляться в Банк России не позднее 30 календарных дней после окончания отчетного месяца, а также в течение 5 рабочих дней по требованию Банка России.

С Проектом Указания можно ознакомиться в прилагаемом к настоящему обзору файле.

Главное управление Центрального банка Российской Федерации по ЦФО (ГУ ЦБ РФ по ЦФО) обобщило практику применения пункта 1.3. статьи 6 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма".

Напомним, что в соответствии с пунктом 1.3. статьи 6 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ (далее –Закон 115-ФЗ) некредитные финансовые организации, помимо прочего, уведомляют Росфинмониторинг о каждом открытии, закрытии, изменении реквизитов счетов, о приобретении и об отчуждении ценных бумаг стратегическими организациями, указанными в этом пункте 1.3., а именно:

-        хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности РФ,и обществами, находящимися под их прямым или косвенным контролем, которые указаны в статье 1 Федерального закона от 21.07.2014 № 213-ФЗ "Об открытии банковских счетов и аккредитивов, о заключении договоров банковского вклада, договора на ведение реестра владельцев ценных бумаг хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение …";

-        федеральными унитарными предприятиями, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности РФ, и хозяйственными обществами, находящимися под их прямым или косвенным контролем, которые указаны в Федеральном законе от 14.11.2002 № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях",

-        государственными корпорациями,государственными компаниями и публично-правовыми компаниями.

ГУ ЦБ РФ по ЦФО в том числе дал следующие рекомендации:

Признание обществ находящимися под прямым или косвенным контролем стратегических хозяйственных обществ и федеральных унитарных предприятий осуществляется только в случае включения указанных контролируемых обществ в перечни, утвержденные Правительством РФ. На момент издания письма ГУ ЦБ РФ по ЦФО указанные перечни не утверждены.

Исходя из буквального толкования пункта 1.3 статьи 6 Закона № 115-ФЗ, его требования не распространяются на общества, находящиеся под прямым или косвенным контролем государственных корпораций, государственных компаний, публично-правовых компаний.

Правопреемники лиц, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности РФ, прямо не поименованные в соответствующих перечнях, не являются лицами, операции которых подлежат обязательному контролю.

Операции, указанные в пункте 1.3 статьи 6 Закона № 115-ФЗ и совершаемые филиалами соответствующих стратегических организаций, являются операциями, подлежащими обязательному контролю.

Ссылка

Законодательство
о противодействии легализации преступных доходов

21 сентября 2018 года вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 11.09.2018 № 1081 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", которое вносит изменения в ряд нормативных актов Правительства РФ по вопросам ПОД/ФТ:

-               Требования к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, утвержденные постановление Правительства РФ  от 30.06.2012 № 667;

-               Положение о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2014 № 209 (далее – Положение о представлении информации;

-               Правила определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.08.2015 № 804;

Изменения в основном носят технический характер и направлены на то, чтобы привести эти нормативные акты в соответствие с изменениями, внесенными в 2018г. в Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

Из существенного стоит отметить изменения в Положение о представлении информации, согласно которым в Росфинмониторинг необходимо направлять информацию об устранении оснований, по которым было принято решение об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции (т.е. информацию о "реабилитации" клиента) не позднее следующего рабочего дня после устранения оснований.

Новости налогового законодательства

Вступили в силу поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации, касающиеся проведения налоговых проверок.

Данные поправки предусмотрены Федеральным законом от 03.08.2018 № 302-ФЗ О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее – Закон № 302-ФЗ), о котором мы уже рассказывали в Обзоре изменений законодательства с 23 июля 2018 года по 5 августа 2018 года.

Изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – НК РФ), вступившие в силу 03.09.2018:

Стандартный срок камеральной проверки по НДС сокращен с трех до двух месяцев с даты представления декларации по НДС. Срок камеральной проверки по НДС может быть увеличен до трех месяцев по решению руководителя налогового органа, если до окончания проверки "установлены признаки, указывающие на возможные нарушения законодательства" (пункт 2 статьи 88 НК РФ).

Ограничены пределы повторной выездной проверки в связи с представлением уточненной налоговой декларации, в которой уменьшена сумма налога. Предметом такой проверки является "правильность исчисления налога на основании измененных показателей уточненной налоговой декларации, повлекших уменьшение ранее исчисленной суммы налога (увеличение убытка)" (подпункт 2 пункта 10 статьи 89 НК РФ).

Налоговые органы при допросе свидетеля обязаны вручать ему копию протокола допроса лично под расписку или отражать в протоколе, что свидетель отказался от получения копии (пункт 6 статьи 90 НК РФ).

Предусмотрено право не предоставлять повторно налоговому органу истребуемые документы (информацию), которые были предоставлены ранее любому налоговому органу по любым основаниям (пункт 5 статьи 93 НК РФ).

Если налоговый орган вне рамок налоговой проверки истребует документы (информацию) о конкретной сделке налогоплательщика, то срок исполнения запроса налогового органа увеличен с пяти до десяти рабочих дней (пункты 2, 5 статьи 93.1 НК РФ).

Если при рассмотрении материалов налоговой проверки были назначены дополнительные мероприятия налогового контроля, по результатам таких мероприятий должно быть оформлено дополнение к акту налоговой проверки, которое вручается или направляется проверяемому лицу и на который проверяемое лицо вправе представить возражения (пункты 6.1. и 6.2. статьи 101 НК РФ).

Частично изменены критерии для признания сделок контролируемыми. Любые сделки, предусмотренные пунктом 1 статьи 105.14 НК РФ, признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за календарный год превышает 60 млн. руб. Любые сделки, предусмотренные пунктом 2 статьи 105.14 НК РФ, признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за календарный год превышает 1 млрд. руб.

Планируемые изменения законодательства

Планируется расширить перечень лиц, заинтересованных в совершении сделок акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью.

20 августа 2018 г. в Государственную Думу Правительством РФ внесен проект федерального закона № 551219-7 "О внесении изменений в статью 83 Федерального закона "Об акционерных обществах" и статью 45 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью"[5].

Законопроект уточняет, что акционеры или участники ООО, которые подконтрольны лицам, заинтересованным в сделке, не вправе голосовать на общем собрании по вопросу о согласии на совершение сделки с заинтересованностью.

В настоящее время аналогичное правило уже действует на уровне судебной практики. В пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 № 27 "Об оспаривании крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность" разъясняется, что по смыслу закона " …в голосовании по вопросу об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, не вправе принимать участие также участники – юридические лица, хотя и не являющиеся заинтересованными лицами, но находящиеся под контролем заинтересованных лиц (подконтрольные организации)"[6].

Судебная практика

В случае реорганизации в форме преобразования налогоплательщика, применяющего упрощенную систему налогообложения, не требуется, чтобы правопреемник налогоплательщика заново подавал уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения.

Данные выводы содержатся в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 26.04.2018 № 309-КГ17-21454 по делу №А47-164/2017 (ООО "Оренбург книга" против Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга)

Обстоятельства дела.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) было создано путем преобразования из публичного акционерного общества, которое применяло упрощенную систему налогообложения.

После преобразования ООО продолжало использовать упрощенную систему налогообложения, не предоставив в налоговый орган новое уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения.

Полагая, что вновь созданное общество не воспользовалось правом на переход на упрощенную систему налогообложения, налоговая инспекция пришла к выводу об отсутствии у налогоплательщика права применить данный режим налогообложения.

Т.к. ООО не представило в декларацию по НДС за отчетный период, налоговый орган вынес решение о приостановлении операций по счетам ООО в банке, а также переводов электронных денежных средств (далее – решение о приостановлении операций).

ООО оспорило решение налоговой инспекции в арбитражном суде.

Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций отказались признать решение налогового органа о приостановлении операций незаконным.

Суды исходили из того, что в результате преобразования создано новое юридическое лицо, которое вправе применять упрощенную систему налогообложения только при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть путем подачи в налоговый орган соответствующего заявления.

Поскольку заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения ООО не подавало и декларацию по НДС в установленный срок в налоговую инспекцию не предоставило, суды посчитали, что решение о приостановлении операций вынесено налоговым органом правомерно.

Верховный Суд РФ пересмотрел дело и признал решение налоговой инспекции о приостановлении операций незаконным.

Верховный Суд РФ указал, что реорганизация в форме преобразования из одной организационно-правовой формы в другую не влечет изменение прав и обязанностей реорганизованного лица.

Верховный Суд РФ также указал, что "при отсутствии в главе 26.2 Налогового кодекса специальных правил, регулирующих применение упрощенной системы налогообложения в случае реорганизации, общество было вправе исходить из сохранения у него в неизменном состоянии права на применение данного специального налогового режима, как неотъемлемого элемента своей правоспособности.

При этом налогоплательщик однозначно выразил намерение продолжить применение упрощенной системы налогообложения, исчислив авансовый платеж по специальному налоговому режиму и совершив действия по его уплате в бюджет".

Новости жилищного законодательства

Ведение реестра собственников помещений в многоквартирном доме включено в правила управления многоквартирным домом и содержания общего имущества в многоквартирном доме.

26.09.2018 вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 13.09.2018 № 1090 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам управления многоквартирными домами" (далее – Постановление № 1090).

В том числе внесены изменения в:

-               Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416;

-               Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491,

касающиеся реестра собственников помещений в многоквартирных домах.

Напомним,что в соответствии с частью 3.1. статьи 45 Жилищного кодекса РФ управляющая организация, правление товарищества собственников жилья или кооператива, которые управляют многоквартирным домом (далее – МКД), обязаны вести реестр собственников помещений в МКД (далее – реестр собственников).

Постановление№ 1090 закрепляет и детализирует обязанность по ведению реестра собственников.

Реестр собственников включен в состав документов по управлению многоквартирным домом (далее – МКД), которые ответственные лица обязаны хранить, принимать и передавать в установленном законодательством порядке, вместе с остальной документацией на МКД.

Ведение реестра собственников является обязательной частью деятельности по управлению МКД. При этом необходимо вести "актуальные списки" в электронном виде (ранее допускалось ведение списков на бумажном носителе).

Правительство Москвы утвердило Положение "Об информационной системе "Региональная система капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы" (далее – Положение).

Положение утверждено Постановлением Правительства города Москвы от 29.08.2018 № 1022-ПП.

Указанная система, которая сокращенно именуется ИС РКСР, представляет собой "государственную информационную систему города Москвы, предназначенную для автоматизации процессов по планированию, учету, контролю и мониторингу проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы".

ИС РКСР является собственностью города Москвы.

Положение не определяет конкретный перечень сведений, которые должны содержаться в ИС РКСР. Однако содержание сведений, которыми должна наполниться эта информационная система, становится понятным из основных задач ИС РКСР, перечисленных в Положении, как-то:

-          формирование единой базы данных по объектам капитального ремонта.

-          формирование и актуализация региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы (далее - региональная программа капитального ремонта).

-          формирование и изменение краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта.

-          учет договоров на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и т.д.

Департамент информационных технологий города Москвы (Оператор) обеспечивает функционирование ИС РКСР.

Департамент капитального ремонта города Москвы (Уполномоченный орган) обеспечивает информационное наполнение ИС РКСР, принимает решение о предоставлении доступа в ИС РКСР, а также принимает от лиц, не имеющих прямого доступа в ИС РКСР, информацию и размещает ее в ИС РКСР.

Фонд капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы, лица, являющиеся владельцами специального счета, органы исполнительной власти города Москвы и подведомственные им организации, а также иные организации, осуществляющие деятельность в сфере капитального ремонта (Поставщики информации) непосредственно размещают информацию в ИС РКСР или передают ее для размещения Уполномоченному органу.

Положение оставляет открытым вопрос о механизмах принуждения "Поставщиков информации" к размещению информации в ИС РКСР.

________________________



[1] Исключение: права выгодоприобретателя– юридического лица сохраняются в случае его преобразования, если иное не предусмотрено условиями фонда.

[3]Указание Банка России от 25.07.2014 № 3341-У "О признании инфраструктурных организаций финансового рынка системно значимыми".

[4] Указание Банка России от 27.11.2017 № 4621-У "О формах, сроках и порядке составления и представления отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг,организаторов торговли, клиринговых организаций и лиц, осуществляющих функции центрального контрагента, а также другой информации в Центральный банк Российской Федерации".

[5] О проекте данного федерального закона сообщалось в Обзоре изменений законодательства за период с 12 марта 2018 года по 25 марта 2018 года, и тогда он назывался "О внесении изменений в статью 81 Федерального закона "Об акционерных обществах" и статью 45 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью".

[6] О Постановлении Пленума Верховного Суда РФ ранее сообщалось в Обзоре изменений законодательства за период с 04 июня 2018 года по 22 июля 2018 года.