NRC-ROST
EN

+7 (495) 989-76-50

Мониторинг законодательства и судебной практики №41 (09 апреля - 23 апреля 2018)



РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ

Опубликован федеральный закон, который вводит новый вид ценных бумаг – структурные облигации

18 апреля 2018 года опубликован Федеральный закон от 18.04.2018 № 75-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" в части регулирования структурных облигаций" (далее – Федеральный закон № 75-ФЗ), который вступит в силу 16 октября 2018 года, за исключением отдельных положений, вступивших в силу с момента опубликования Федерального закона № 75-ФЗ.

Напомним, что структурная облигация – это облигация, предусматривающая право ее владельца на получение выплат по ней в зависимости от наступления или ненаступления обстоятельств, предусмотренных решением о выпуске облигаций, и, соответственно, владельцам структурных облигаций не гарантируется получение каких-либо выплат по таким облигациям. 

Структурные облигации, за исключением структурных облигаций, соответствующих критериям, установленным нормативным актом Банка России, являются ценными бумагами, предназначенными для квалифицированных инвесторов.

С Федеральным законом можно ознакомиться, перейдя по ссылке.

Подробно о данном Федеральном законе мы писали в Обзоре изменений законодательства за период с 26 марта 2018 года по 8 апреля 2018 года.


Уточнены особенности выпуска и обращения сберегательных и депозитных сертификатов

Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон от 23.04.2018 № 106-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 106-ФЗ).

Федеральным законом № 106-ФЗ вносятся поправки в ряд федеральных законов.

1. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-I "О банках и банковской деятельности".

Устанавливаются порядок выдачи и обращения сберегательных и депозитных сертификатов. 

Напомним, что согласно статье 844 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) сберегательный (депозитный) сертификат является ценной бумагой, удостоверяющей сумму вклада, внесенного в банк, и права вкладчика (держателя сертификата) на получение по истечении установленного срока суммы вклада и обусловленных в сертификате процентов в банке, выдавшем сертификат (в любом филиале этого банка). 

Федеральным законом № 106-ФЗ устанавливается, что сберегательный и депозитный сертификаты (далее совместно именуются – банковские сертификаты) являются именными документарными ценными бумагами, удостоверяющими факт внесения вкладчиком в кредитную организацию суммы вклада на условиях, указанных в соответствующем сертификате, и право владельца такого сертификата на получение по истечении установленного сертификатом срока суммы вклада и обусловленных сертификатом процентов в кредитной организации, выдавшей сертификат.

Состав обязательных реквизитов банковских сертификатов будет устанавливаться Банком России.

Выдача и обращение сберегательных сертификатов будет осуществляться только физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям.

Выдача и обращение депозитных сертификатов будет осуществляться только юридическим лицам. Федеральным законом № 106-ФЗ устанавливаются следующие особенности выдачи и обращения банковских сертификатов:

1. Выдаются кредитной организацией на руки первому владельцу соответствующего сертификата, за исключением сертификатов, выданных на условиях обездвижения.

2. Условия выдачи банковских сертификатов утверждаются коллегиальным исполнительным органом кредитной организации, если иное не установлено ее уставом. Условия выдачи должны соответствовать требованиям, установленным федеральными законами и нормативными актами Банка России.

3. Утвержденные условия выдачи банковских сертификатов должны быть зарегистрированы в Банке России. Порядок и сроки регистрации будут устанавливаться Банком России.

4. Информацию об условиях выдачи банковских сертификатов должна быть раскрыта кредитной организацией в порядке, установленном Банком России. 

5. Выдача банковских сертификатов осуществляется после внесения Банком России информации о зарегистрированных условиях выдачи таких сертификатов в реестре, ведение которого будет осуществлять Банк России.

6. Права владельца банковского сертификата удостоверяются записями в системе учета выдавшей его кредитной организации. Внесение в систему учета записи, удостоверяющей права владельца банковского сертификата, отражается в соответствующем сертификате (за исключением банковских сертификатов, выданных на условиях обездвижения).

7. Права на банковские сертификаты передаются приобретателю в порядке передачи права требования, а также по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации.

8. Права на банковский сертификат переходят к приобретателю с момента внесения соответствующей записи в системе учета кредитной организации, выдавшей банковский сертификат.

9. При досрочном предъявлении владельцем банковского сертификата к погашению (в случае если это предусмотрено сертификатом) ему будет выплачиваться сумма вклада, а также проценты в размере, предусмотренном для выплаты вкладов до востребования. Условиями банковского сертификата может быть установлен иной размер процентов.

10. Банковские сертификаты могут содержать условие отказа владельца соответствующего сертификата от права на получение вклада по его требованию. 

11. Подтверждение права владельца на банковский сертификат может осуществляться путем выдачи кредитной организацией выписки (иного документа), подтверждающей факт внесения записи в систему учета о соответствующем праве.

Кредитная организация представляет в Банк России по его требованию список лиц, являющихся владельцами банковских сертификатов на определенный в указанном требовании день, не позднее чем в течение шести дней со дня поступления указанного требования.

2. Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

Согласно поправкам с момента вступления в силу Федерального закона № 1006906-6 кредитным организациям запрещается заключать договоры банковского вклада (депозита) на предъявителя.

3. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".


Требования физических лиц по сберегательным сертификатам в случае банкротства кредитной организации, выдавшей сберегательный сертификат, в ходе конкурсного производства будут подлежать удовлетворению в порядке первой очереди.

Федеральный закон № 106-ФЗ вступит в силу с 1 июня 2018 года.


Федеральным законом № 106-ФЗ устанавливаются следующие переходные положения, связанные с его введением в действие.

Со дня вступления в силу Федерального закона № 106-ФЗ кредитная организация не вправе выдавать сберегательные и депозитные сертификаты на условиях выпуска и обращения сберегательных и депозитных сертификатов, которые были ранее зарегистрированы Банком России и внесены в реестр условий выпуска и обращения сберегательных и депозитных сертификатов кредитных организаций.

Банковские вклады на предъявителя, в том числе удостоверенные сберегательными сертификатами на предъявителя и (или) сберегательными книжками на предъявителя, выданными до дня вступления в силу Федерального закона № 106-ФЗ, не подлежат страхованию в соответствии с Федеральным законом от 23.12.2003 № 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации".

Денежные средства, размещенные в банковские вклады, в том числе во вклады, удостоверенные именными сберегательными сертификатами и (или) именными сберегательными книжками, выданными до дня вступления в силу Федерального закона № 106-ФЗ, подлежат страхованию в соответствии с Федеральным законом от 23.12.2003 № 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации".

Обращение сберегательных и депозитных сертификатов на предъявителя и сберегательных книжек на предъявителя, выданных кредитными организациями до дня вступления в силу Федерального закона, осуществляется в пределах сроков, на которые выданы сберегательные и депозитные сертификаты и сберегательные книжки, в порядке и на условиях, на которых они были выданы. 

Ознакомиться с Федеральным законом № 106-ФЗ можно по ссылке.


НОВОСТИ БАНКА РОССИИ

Банк России утвердил порядок рассмотрения заявлений о "реабилитации" клиентов финансовых организаций, которым было отказано в обслуживании

21 апреля 2018 года вступило в силу Указание Банка России от 30.03.2018 № 4760-У "О требованиях к заявлению, составе межведомственной комиссии, порядке и сроках рассмотрения межведомственной комиссией заявления и документов и (или) сведений, представленных заявителем, порядке принятия решения по результатам такого рассмотрения и порядке сообщения межведомственной комиссией о принятом решении заявителю и финансовой организации " (далее – Указание).

Напомним, что в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2017 № 470-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон № 470-ФЗ), банки и иные организации, на которые распространяются требования Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее – организация), уведомляют клиентов не только об отказе в совершении операций или в заключении договора банковского счета /вклада (далее – отказ в обслуживании), но и о причинах такого отказа. 

Клиент вправе оспорить решение организации об отказе в обслуживании, представив документы и сведения об отсутствии оснований для отказа. Организация обязана рассмотреть представленные документы и в течение 10 рабочих дней сообщить клиенту об устранении оснований для отказа в обслуживании (т.е. о "реабилитации" клиента) либо о невозможности устранения оснований для отказа в обслуживании. 

При отказе кредитной организации, профессионального участника рынка ценных бумаг или иной финансовой организации реабилитировать клиента последний вправе обратиться с заявлением в межведомственную комиссию (далее – Комиссия), созданную при Банке России.

Указание, разработанное Банком России, регулирует порядок работы Комиссии.

Заявление в Комиссию может быть подано как в бумажном виде, так и с использованием Интернет-приемной Банка России на официальном сайте Банка России.

Комиссия будет состоять из сотрудников Банка России и Росфинмониторинга. Председателем комиссии является заместитель Председателя Банка России, курирующий вопросы противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

Комиссия запрашивает у финансовой организации, в отношении которой поступило заявление клиента: 

— мотивированное обоснование принятого решения об отказе в обслуживании, а также 

— мотивированное обоснование о невозможности устранения оснований, по которым клиенту было отказано в обслуживании. 

В результате рассмотрения заявления Комиссия принимает одно из двух решений: 

— об отсутствии оснований у финансовой организации для отказа в обслуживании (клиент "реабилитирован" и будет исключен из "черного списка" лиц, которым отказано в обслуживании), 

либо 

— об отсутствии оснований для пересмотра решения, принятого финансовой организацией (т.е. клиент не "реабилитирован"). 

Комиссия работает в заочном формате. Очные заседания проводятся только в случае, если между Банком России и Росфинмониторингом возникают разногласия по существу решения, которое должно быть принято, или по решению Председателя Комиссии либо лица, председательствующего на заседании Комиссии.

Проект решения Комиссии должен быть направлен в Росфинмониторинг для согласования. Если проект решения Комиссии не согласован Росфинмониторингом, то Комиссия проводит очное заседание. 

Заседание Комиссии в очной форме считается правомочным, если в нем принимают участие, помимо председателя Комиссии либо лица, председательствующего на заседании Комиссии, не менее 50 % членов Комиссии.

Клиент или его представитель могут присутствовать на заседании Комиссии по решению Председателя Комиссии либо лица, председательствующего на заседании Комиссии.

Решение Комиссии будет направляться в адрес клиента и в адрес финансовой организации в течение трех рабочих дней с даты принятия. Принятое межведомственной комиссией решение пересмотру не подлежит.

Обращения клиентов, которые получили отказ в обслуживании до 30 марта 2018 года, также будут рассматриваться в соответствии с Указанием № 4760-У. Ознакомиться с Указанием № 4760-У можно по ссылке.

О проекте данного Указания сообщалось в Обзоре изменений законодательства за период с 12 марта 2018 года по 25 марта 2018 года.


Обновлен порядок квалификации иностранных финансовых инструментов в качестве ценных бумаг


21 апреля 2018 года вступило в силу Указание от 03.10.2017 № 4561-У "О порядке квалификации иностранных финансовых инструментов в качестве ценных бумаг" (далее – Указание № 4561-У).

Действие Указания № 4561-У распространяется на иностранные финансовые инструменты, которым присвоен международный код (номера) идентификации ценных бумаг (ISIN) и международный код классификации финансовых инструментов (CFI).

Установлено, что квалификация иностранного финансового инструмента в качестве ценной бумаги будет осуществляться:

— Банком России 

либо

— заинтересованным лицом (иностранным эмитентом (иностранной организацией, обязанной по иностранным финансовым инструментам) или владельцем иностранного финансового инструмента или лицом, имеющим право требовать исполнения по иностранным финансовым инструментам). Устанавливаются критерии иностранного финансового инструмента, в зависимости от которых квалификация иностранного финансового инструмента в качестве ценной бумаги, может осуществляться либо Банком России, либо заинтересованными лицами, а также порядок квалификации иностранных финансовых инструментов в качестве ценных бумаг.

Банк России осуществляет квалификацию иностранных финансовых инструментов в качестве ценных бумаг на основании заявления о квалификации иностранных финансовых инструментов в качестве ценных бумаг заинтересованного лица и документа, составленного в соответствии с личным законом иностранного эмитента (иностранной организации, обязанной по иностранным финансовым инструментам) и содержащего описание прав, предоставляемых (закрепляемых, удостоверяемых) иностранными финансовыми инструментами, в отношении которых представляется Заявление (далее совместно – документы для квалификации иностранных финансовых инструментов). 

Банк России осуществляет квалификацию иностранных финансовых инструментов в качестве ценных бумаг путем совершения следующих действий: — рассмотрение документов для квалификации иностранных финансовых инструментов;

— установление наличия кода ISIN и кода CFI, присвоенных иностранным финансовым инструментам;

— установление объема прав, предоставляемых (закрепляемых, удостоверяемых) иностранными финансовыми инструментами;

— соотнесение объема прав, предоставляемых иностранными финансовыми инструментами, объему прав, закрепляемому ценными бумагами в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах.

Банк России должен принять решение о квалификации иностранных финансовых инструментов в качестве ценных бумаг в течение 30 дней с даты поступления документов для квалификации иностранных финансовых инструментов. 

Решение о невозможности квалифицировать иностранные финансовые инструменты в качестве ценных бумаг принимается по следующим основаниям: — несоответствие объема прав, предоставляемых (закрепляемых, удостоверяемых) иностранными финансовыми инструментами, объему прав, закрепляемому ценными бумагами в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах в случае, если оно вводит в заблуждение относительно объема прав, предоставляемых (закрепляемых, удостоверяемых) такими иностранными финансовыми инструментами.

— непредставление недостающих либо исправленных документов для квалификации иностранных финансовых инструментов, в том числе после направления Банком России соответствующего уведомления заявителю.

Заинтересованное лицо осуществляет квалификацию иностранного финансового инструмента в качестве ценной бумаги в случае, если присвоенный такому иностранному финансовому инструменту код CFI имеет значения, определенные Указанием № 4561-У.

С момента вступления в силу Указания № 4561-У утратили силу нормативные акты:

— Постановление ФКЦБ России от 24.12.2003 № 03-48/пс "О порядке квалификации ценных бумаг";

— Приказ ФСФР России от 23.10.2007 № 07-105/пз-н "Об утверждении Положения о квалификации иностранных финансовых инструментов в качестве ценных бумаг";

— Приказ ФСФР России от 22.01.2008 № 08-2/пз-н "О внесении изменений в Приказ ФСФР России от 23.10.2007 № 07-105/пз-н. С Указанием № 4561-У можно ознакомиться по ссылке.



ПРОЕКТЫ БАНКА РОССИИ

Банк России планирует обновить порядок лицензирования профессиональных участников рынка ценных бумаг

Проект Инструкции Банка России "О порядке лицензирования Банком России различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и порядке ведения реестра профессиональных участников рынка ценных бумаг" (далее – Проект инструкции) размещен на сайте регулятора.

Банк России планирует скорректировать перечень информации, содержащейся в реестре профессиональных участников рынка ценных бумаг (далее – Реестр), ведение которого осуществляется Банком России. Так, помимо сведений о профессиональном участнике рынка ценных бумаг, в том числе сведений о руководителе, его заместителях, контролере, членах совета директоров, коллегиального исполнительного органа, руководителе подразделения профессионального участника, совмещающего профессиональные виды деятельности на рынке ценных бумаг, в Реестре планируется учитывать:

— сведения о главном бухгалтере (лице, на которого возложено ведение бухгалтерского учета), его заместителе, главном бухгалтере филиала профессионального участника;

— сведения о внутреннем аудиторе профессионального участника;

— сведения о должностном лице, ответственном за организацию системы управления рисками;

— сведения о специальных должностных лицах;

— сведения о руководителях филиалов и представительств и их заместителях.

Планируется, что в Реестре в отношении должностных лиц профессионального участника и лицах, занимающих органы управления профессионального участника, должна содержаться (помимо предусмотренной в настоящее время) следующая информация: 

— сведения об ИНН физического лица;

— СНИЛС;

— сведения о наличии (отсутствии) судимости за совершение преступления в сфере экономической деятельности или преступления против государственной власти;

— сведения о признании арбитражным судом несостоятельным (банкротом);

— сведения о дисквалификации.

Сведения о гражданстве должностных лиц и лиц, занимающих должности в органах управления профессионального участника, планируется из Реестра исключить.

При назначении на должность лиц, сведения о которых должны содержаться в Реестре, профессиональный участник должен предоставлять анкету на каждого такого лица по форме, предусмотренной приложением к Проекту инструкции.

При изменении сведений о профессиональном участнике (за исключением сведений в отношении юридического лица, которые не могут быть изменены (например, ИНН и т.п.)), а также сведений в отношении вышеперечисленных лиц, профессиональный участник должен будет уведомлять Банк России, в том числе, с приложением копий подтверждающих документов.

Также Банк России предлагает отменить выдачу лицензий профессиональных участников на бланках лицензий, вместо которой, в случае принятия решения о выдаче лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг, Банком России лицензиату будет направляться выписка из реестра профессиональных участников рынка ценных бумаг.

В случае утраты (порчи) бланка лицензии, выданной до даты вступления в силу Проекта инструкции, профессиональному участнику будет выдаваться выписка из Реестра.

Планируется, что для получения лицензии на осуществление депозитарной деятельности и деятельности по ведению реестров не потребуется предоставлять соответственно:

— условия осуществления депозитарной деятельности и положение о структурном подразделении, к исключительным функциям которого относится осуществление депозитарной деятельности (в случае совмещения депозитарной деятельности с иной профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг)

и

— правила ведения реестра владельцев ценных бумаг и порядок хранения и защиты информации держателя реестра.

Со дня вступления в силу Инструкции утратит силу Инструкция Банка России от 13.09.2015 № 168-И, регулирующая аналогичные отношения.



Банк России предлагает внести изменения в Положение Банка России от 30 декабря 2014 года № 454-П "О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг" (далее – Положение № 454-П).

На федеральном портале проектов нормативных актов размещен проект Указания Банка России "О внесении изменений в Положение Банка России от 30 декабря 2014 года № 454-П "О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг" (далее – проект Указания).


Проект Указания направлен на уточнение некоторых положений Положения № 454-П в части содержания и момента наступления существенных фактов.

Предлагается, что сообщение о существенном факте о созыве и проведении общего собрания участников (акционеров) эмитента (далее – ОСА) должно также содержать:

— адрес электронной почты, по которому могут направляться заполненные бюллетени, и (или) адрес сайта в сети Интернет, на котором может быть заполнена электронная форма бюллетеней, если эмитентом используются соответствующие способы голосования на ОСА;

— указание на то, что повестка дня ОСА содержит вопросы, голосование (принятие решения) по которым может повлечь возникновение права требовать выкупа эмитентом акций или преимущественного права приобретения размещаемых эмитентом дополнительных акций и (или) ценных бумаг, конвертируемых в акции (в случае включения в повестку дня ОСА соответствующего вопроса); 

— указание на лицо или орган управления эмитента, принявший решение о созыве ОСА, и дату принятия указанного решения, а также дату составления и номер протокола заседания коллегиального исполнительного органа или совета директоров (в случае принятия указанным органом управления соответствующего решения);

— наименование суда, вынесшего решение о понуждении эмитента провести внеочередное общее собрание акционеров, дату и иные реквизиты (при наличии) такого решения в случае, если внеочередное общее собрание акционеров эмитента проводится во исполнение указанного решения суда.

Предлагается уточнить момент наступления существенного факта о созыве ОСА. Такой датой будет являться либо дата составления протокола (дата истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для составления протокола) заседания совета директоров (наблюдательного совета) эмитента, на котором принято решение о созыве (проведении) ОСА эмитента, либо, в случае если решение об утверждении повестки дня ОСА принимается позднее решения о созыве ОСА, дата составления соответствующего протокола.

Аналогичные изменения в отношении определения момента наступления существенного факта о созыве ОСА предлагаются и в случае если функции совета директоров (наблюдательного совета) эмитента, являющегося АО или ООО, осуществляет иной орган управления общества.

Также уточняется момент наступления существенного факта о выплаченных доходах по акциям эмитента – двадцать пятый рабочий день с даты, на которую определяются лица, имеющие право на получение таких доходов.

Уточняются положения главы 37 Положения № 454-П, регулирующей порядок раскрытия существенных фактов о неисполнении обязательств эмитента перед владельцами его эмиссионных ценных бумаг.

Так, момент наступления существенного факта о неисполнении обязательств эмитента по выплате дивидендов по акциям будет определяться дважды:

— по истечении двадцати пяти рабочих дней с даты, по состоянию на которую определяются лица, имеющие право на получение дивидендов по акциям эмитента для зарегистрированных лиц в реестре

— по истечении десяти дней с даты, по состоянию на которую определяются лица, имеющие право на получение дивидендов по акциям эмитента, для всех остальных.

Таким образом, сроки раскрытия существенной информации, по истечении которых эмитент считается не исполнившим обязательство по выплате доходов по ценным бумагам, приводятся в соответствие со сроком выплаты дивидендов, установленным в пункте 6 статьи 42 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах".

Также планируется изменить положения, регулирующие порядок раскрытия сообщения о существенном факте о раскрытии эмитентом консолидированной финансовой отчетности и некоторые положения о раскрытии акционерным обществом дополнительных сведений.



Банк России намерен обновить процедуру предоставления эмитентами информации акционерам

На федеральном портале проектов нормативных правовых актов размещен проект Указания Банка России "О дополнительных требованиях к процедурам предоставления документов или копий документов, предоставляемых акционерным обществом в соответствии со статьей 91 Федерального закона "Об акционерных обществах" (далее – проект Указания).

Проект Указания предлагается принять вместо действующего в настоящее время Указания Банка России от 22.09.2014 № 3388-У "О дополнительных требованиях к порядку предоставления документов, предусмотренных пунктом 1 статьи 89 Федерального закона "Об акционерных обществах", и порядку предоставления копий таких документов", регулирующие аналогичные правоотношения.

Основные изменения в действующий порядок касаются следующего.

Подача требования акционером о предоставлении доступа к документам акционерного общества (далее – Требование), являющегося клиентом номинального держателя, может осуществляться через номинального держателя (далее – клиентский номинальный держатель) путем дачи указания (инструкции) номинальному держателю (если это предусмотрено депозитарным договором), который, в свою очередь, направляет сообщение клиента держателю реестра акционерного общества. 

Требование может быть предъявлено несколькими акционерами, действующими совместно, путем: 

— направления (вручения) одного документа, подписанного всеми акционерами, действующими совместно;

— направления (вручения) нескольких документов, каждый из которых подписан одним (несколькими) из акционеров, действующих совместно, и (или) путем дачи акционерами указаний (инструкций) клиентским номинальным держателям и направления клиентскими номинальными держателями сообщений о волеизъявлении акционеров в соответствии с полученными от них указаниями (инструкциями), при этом в каждом из таких сообщений о волеизъявлении должны быть указаны все акционеры, направляющие Требование. 

Требование акционеров, предъявленного в виде нескольких документов, считается поступившим в общество при условии, что такие документы:

— не различаются по существу предъявляемого Требования;

— содержат сведения о принадлежащих акционеру акциях и месте учета акций (держатель реестра и номинальный держатель (указываются все номинальные держатели), в том числе международный код идентификации такого номинального держателя (номинальных держателей);

— содержат одну и ту же дату, по состоянию на которую указано количество принадлежащих каждому акционеру акций.

В Требовании должны указываться сведения о почтовом адресе или об электронном почтовом адресе для связи с акционером, в ином случае Требование не будет считаться предъявленным к исполнению.

Документы общества, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, предоставляются акционеру только при условии подписания акционером договора о нераспространении информации (соглашения о конфиденциальности), а в случае предоставления доступа к документам представителю акционера – акционером и его представителем.

В случае принятия обществом решения об отказе акционеру в доступе к документам общества по основаниям, предусмотренным пунктом 8 статьи 91 Федерального закона "Об акционерных обществах", общество будет обязано в течение семи рабочих дней с даты предъявления Требования в письменной форме сообщить акционеру о своем решении.

Вводится новое понятие "документы, не относящиеся к текущему периоду", а также правило, по которому акционеру могут быть предоставлены такие документы. 

Так, акционер, запрашивающий документы, не относящиеся к текущему периоду или документы, не являющиеся действующими (за исключением информации о сделках, исполнение по которым осуществляется в период владения акционером акциями общества), должен подтвердить, что он являлся акционером в период, к которому относится запрашиваемый этим акционером документ. 


ИЗМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ

Принят Федеральный закон от 23.04.2018 № 90-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения"  (далее – Федеральный закон № 90-ФЗ).

Федеральный закон № 90-ФЗ вносит поправки в следующие федеральные законы.

1. Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее – Федеральный закон № 115- ФЗ).

Федеральный закон № 115-ФЗ дополнен статьей 7.5 "Меры противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения", расширяющей перечень операций с денежными средствами и иным имуществом, подлежащих обязательному контролю. 

К операциям, подлежащим обязательному контролю, также отнесена операция с денежными средствами и иным имуществом в случае, если хотя бы одна из сторон является организацией или физическим лицом, включенными в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, либо юридическим лицом, прямо или косвенно, находящимся в собственности или под контролем таких организации или физического лица, либо физическим лицом или юридическим лицом, действующими от имени или по указанию таких организации или физического лица.

Организации и физические лица, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, включаются в соответствующий перечень (далее – Перечень), который подлежит размещению в сети Интернет на сайте Росфинмониторинга и опубликованию в печати в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, должны незамедлительно, в любом случае не позднее одного рабочего дня со дня размещения в сети Интернет на сайте Росфинмониторинга информации о включении организации или физического лица в Перечень, применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, а также незамедлительно проинформировать о принятых мерах Росфинмониторинг. 

Организации обязаны не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди клиентов организаций и физических лиц, включенных в Перечень, и информировать о результатах проверки Росфинмониторинг.

Организации, осуществляющие операции, обязаны приостанавливать операцию с денежными средствами или иным имуществом, на пять рабочих дней со дня, когда распоряжение клиента должно быть выполнено, в случае, если хотя бы одной из сторон является юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем организации или физического лица, включенных в Перечень, либо физическим или юридическим лицом, действующими от имени или по поручению организации или физического лица, включенных в Перечень.

Федеральным законом № 90-ФЗ уточняется понятийный аппарат Федерального закона № № 115-ФЗ, а именно, понятие – "противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" заменяется понятием "противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения".

2. Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг".

Расширяется перечень оснований для аннулирования лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг, а именно – в случае неоднократного нарушения в течение одного года требований, предусмотренных статьями 6 и 7 (за исключением пункта 3 статьи 7), 7.3 и 7.5 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

Федеральный закон № 90-ФЗ вступит в силу 23 июля 2018 года, ознакомиться с Федеральным законом № 90-ФЗ можно по ссылке.

Приняты поправки, обязывающие аудиторов уведомлять Росфинмониторинг о сделках аудируемых лиц

23 апреля 2018 года опубликован Федеральный закон от 23.04.2018 № 112-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма" и статью 13 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" (далее – Федеральный закон № 112-ФЗ).

Федеральный закон № 112-ФЗ принят в целях обеспечения надлежащей правовой основы для реализации государственной политики в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при осуществлении аудиторской деятельности аудиторскими организациями и аудиторами.

Согласно Федеральному закону № 112-ФЗ в случае если при оказании аудиторских услуг при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица осуществлены или будут осуществлены в целях легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма, аудиторская организация (аудитор) будет обязана сообщить о таких сделках в Росфинмониторинг. Федеральным законом № 112-ФЗ на законодательном уровне определено понятие "личный кабинет" и особенности его использования субъектами правоотношений в рамках Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

Федеральный закон № 112-ФЗ вступит в силу 4 мая 2018 года.

Ознакомиться с Федеральным законом № 112-ФЗ можно по ссылке.




ЗАКОНОПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Гражданский кодекс Российской Федерации, возможно, пополнится понятиями "контролирующее и подконтрольное лицо"

Соответствующий проект Федерального закона "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (в части определения контролирующих и подконтрольных лиц и их ответственности)" (далее – Законопроект) подготовлен Минэкономразвития России и размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Так, Законопроектом контролирующим лицом признается лицо, контролирующее юридическое лицо (подконтрольное лицо) в случае, если:

— имеет право прямо или косвенно, самостоятельно или совместно с подконтрольными организациями и (или) супругами, родителями и пр., в силу участия или управления партнерством или в силу корпоративного договора осуществлять права, удостоверенные акциями (долями) подконтрольной организации, распоряжаться более 50 процентов голосов либо не менее 30 процентов голосов при условии того, что отсутствует иное лицо, которое прямо или косвенно самостоятельно или совместно с подконтрольными организациями (либо связанными лицами) распоряжается большим количеством голосов в высшем органе управления подконтрольного лица;

и (или)

— имеет право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган (управляющую организацию либо управляющего) и (или) коллегиальный исполнительный орган и (или) более 50 процентов состава коллегиального органа управления подконтрольного лица;

и (или)

— имеет право определять действия (решения) подконтрольного лица.

Также контролирующим лицом признаются:

— лица, через которых или совместно с которыми осуществляется контроль подконтрольного лица.

Устанавливается, что контролирующее лицо несет ответственность перед подконтрольной организацией и ее участниками в случае причинения убытков по вине контролирующего лица.

Контролирующие лица несут ответственность солидарно, а в случае причинения убытков совместно с генеральным директором, членами коллегиального органа, а также с иными лицами, имеющими право определять действия подконтрольного лица, солидарно с этими лицами. В случае если в результате причинения вреда подконтрольной организации контролирующие лица извлекли доход или имущественную выгоду, такие лица несут ответственность перед подконтрольной организацией в долях пропорционально размеру дохода или иной имущественной выгоды, полученной каждым из контролирующих лиц соответственно.

Одновременно Законопроектом предлагается исключить из ГК РФ определение дочернего общества.

Регистрация вновь создаваемого юридического лица будет возможна без адреса места нахождения юридического лица

Минэкономразвития России подготовило проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее – Законопроект).

Законопроектом предлагается осуществлять подачу документов для государственной регистрации юридического лица, в том числе, через кредитные организации в электронной форме, подписанных усиленной квалифицированной подписью заявителя.

Законопроект предполагает, что при государственной регистрации вновь создаваемого юридического лица в качестве адреса (места нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица может быть использован адрес отделения почтовой связи после прохождения заявителем процедуры регистрации в "Единой системе идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (далее – ЕСИА) в качестве физического лица.

В случае принятия регистрирующим органом решения о государственной регистрации юридического лица регистрирующий орган, многофункциональный центр или кредитная организация (в зависимости от места приема документов для государственной регистрации юридического лица) должен передать сведения о вновь созданном юридическом лице в ЕСИА для создания учетной записи. Заявитель обязан обеспечить авторизацию учетной записи юридического лица в течение пяти дней со дня принятия решения о государственной регистрации юридического лица.

Планируется, что Законопроект вступит в силу с 1 января 2019 года.

Физическим лицам, возможно, разрешат осуществлять некоторые виды предпринимательской деятельности без регистрации в ЕГРИП

Проект федерального закона № 434182-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее – Законопроект № 434182-7) внесен в Государственную Думу.

Законопроект № 434182-7 вносит в Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" поправки, предусматривающие возможность для физических лиц осуществлять следующие виды предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей:

— по присмотру и уходу за детьми, больными лицами, лицами, достигшими возраста 80 лет, а также иными лицами, нуждающимися в постоянном постороннем уходе по заключению медицинской организации;

— по репетиторству;

— по уборке жилых помещений, ведению домашнего хозяйства.

Осуществление указанных видов физическим лицом без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей будет возможно при условии постановки на учет этого физического лица в налоговом органе по месту жительства на основании уведомления об осуществлении деятельности по оказанию указанных услуг физическим лицам и без привлечения этим физическим лицом наемных работников в целях оказания соответствующих услуг.

Ознакомиться с текстом Законопроекта № 434182-7 можно по ссылке.