NRC-ROST

+7 (495) 989-76-50

Мониторинг законодательства и судебной практики №44 (28 мая - 03 июня 2018)


НОВОСТИ ФИНАНСОВОГО РЫНКА

С 12 июня 2018 года в российском законодательстве меняется определение понятия "иностранный инвестор"

Федеральный закон от 31.05.2018 № 122-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения понятия "иностранный инвестор" опубликован 1 июня 2018 года на Официальном интернет-портале правовой информации.

Данный закон вносит поправки в несколько других федеральных законов, в которых используются понятие "иностранный инвестор" или ранее использовалось понятие "офшорная компания".

1. Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" (далее – Закон об иностранных инвестициях).

В целях Закона об иностранных инвестициях не будут признаваться иностранными инвесторами:
  • иностранные юридические лица и иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, если они находятся под контролем гражданина РФ или российского юридического лица;
  • иностранные граждане, которые также имеют гражданство РФ.
Иностранное юридическое лицо или иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, находится под контролем гражданина РФ или российского юридического лица (далее – контролирующее лицо) при наличии одного из следующих признаков:
  • контролирующее лицо имеет право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) контролируемого лица;
  • контролирующее лицо получило право или полномочие определять решения, принимаемые контролируемым лицом;
  • контролирующее лицо имеет право назначить единоличный исполнительный орган и (или) более чем 50% состава коллегиального исполнительного органа и (или) "имеет безусловную возможность" избирать более чем 50% состава совета директоров или иного коллегиального органа управления контролируемого лица;
  • контролирующее лицо имеет право прямо или косвенно распоряжаться менее чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) контролируемого лица, однако соотношение количества голосов между контролирующим лицом и остальными акционерами (участниками) таково, что контролирующее лицо имеет возможность определять решения, принимаемые контролируемым лицом.
Поправки также уточняют, что "иностранной инвестицией" является такое вложение иностранного капитала, которое иностранный инвестор осуществляет "непосредственно и самостоятельно".

В целом поправки в Закон об иностранных инвестициях сужают понятия "иностранный инвестор" и "иностранные инвестиции". Как следствие, гарантии, предоставляемые данным законом, будут применяться к более узкому кругу инвесторов.

2. Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее – Закон о приватизации).

Новая редакция Закона о приватизации отменяет запрет на участие в приватизации для юридических лиц, зарегистрированных в офшорных зонах (офшорные компании), при условии, что такие юридические лица раскрывают и предоставляют информацию о своих выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и контролирующих лицах в порядке, установленном Правительством РФ.


Также отменяется запрет на участие в приватизации для юридических лиц, находящихся под контролем офшорных компаний или группы лиц, в которую входит офшорная компания.

Таким образом, для участия в приватизации будет иметь значение не тот факт, где зарегистрирован иностранный инвестор (в офшорной зоне или нет), а то, насколько "прозрачной" является его структура собственности для российских государственных органов.

3. Федеральный закон от 29.04.2008 № 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" (далее – Закон о стратегических инвестициях).

Поправки в этот закон можно разделить на три блока.


3.1. Понятие "иностранный инвестор" в Законе о стратегических инвестициях будет использоваться в ином, более широком значении, чем в Законе об иностранных инвестициях.

В целях Закона о стратегических инвестициях иностранными инвесторами в том числе будут признаваться:
  • все иностранные юридические лица и иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами (даже если они контролируются российскими юридическими лицами или российскими гражданами);
  • все иностранные граждане (даже если они имеют российское гражданство);
  • все организации, находящиеся под контролем иностранных инвесторов (даже если такие организации созданы на территории РФ).
  • Как следствие, на таких инвес��оров будут распространяться все запреты и ограничения, установленные для иностранных инвестиций в стратегические общества.

3.2. Запреты и ограничения, которые раньше были установлены для офшорных компаний, теперь установлены для "иностранных инвесторов, не предоставляющих информации". Понятие "офшорная компания" исключается из Закона о стратегических инвестициях и заменяется понятием "иностранный инвестор, не предоставляющий информации".

К иностранными инвесторам, не предоставляющим информации, относятся иностранные юридические лица и иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, которые не предоставляют информацию о своих выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и контролирующих лицах в Федеральную антимонопольную службу (уполномоченный орган по осуществлению контроля за иностранными инвестициями в РФ).

Для иностранных инвесторов, не предоставляющих информации, в Законе о стратегических инвестициях установлены более строгие запреты и ограничения, чем для остальных иностранных инвесторов.

Иностранные инвесторы, не предоставляющие информации, а также организации, находящиеся под их контролем:
  • не вправе совершать сделки, иные действия, влекущие установление контроля над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение (далее – стратегические общества), и приобретать в собственность, владение или пользование основные производственные средства стратегического общества стоимостью 25% и более от балансовой стоимости активов стратегического общества;
  • вправе совершать сделки, в результате которых они приобретают право распоряжаться более чем 25%* голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) стратегического общества, или иную возможность блокировать решения органов управления стратегического общества, только с предварительного согласия Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ.
3.3. Для публичных компаний сделано исключение при определении признаков нахождения стратегического общества под контролем иностранных инвесторов.

В соответствии с новой редакцией части 2.1. статьи 5 Закона о стратегических инвестициях "признак нахождения хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, под контролем в совокупности не входящих в одну группу лиц иностранных инвесторов не применяется в отношении иностранных инвесторов - акционеров организации, являющейся в понимании статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации публичной компанией, за исключением акционеров такой компании, являющихся международными организациями, и (или) иностранными государствами, и (или) находящимися под их контролем организациями".

В соответствии со статьей 11 Налогового кодекса РФ публичные компании – это "российские и иностранные организации, являющиеся эмитентами ценных бумаг, которые (либо депозитарные расписки на которые) прошли процедуру листинга и (или) были допущены к обращению на одной или нескольких российских биржах, имеющих соответствующую лицензию, или биржах, включенных в перечень иностранных финансовых посредников**".

Например, если ценные бумаги российского стратегического акционерного общества допущены к торгам на соответствующей бирже и при этом право распоряжаться более чем 50% голосующих акций такого общества принадлежит не одному, а нескольким, не входящим в одну группу лиц иностранным инвесторам, не предоставляющим информации, то такое общество не будет считаться находящимся под контролем иностранных инвесторов в смысле Закона о стратегических инвестициях.

4. Закон Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-I "О недрах".

Понятие иностранный инвестор будет использоваться в данном законе в том же значении, что и в Законе о стратегических инвестициях.

Федеральный закон от 31.05.2018 № 122-ФЗ вступит в силу 12 июня 2018 года.



* Для стратегических обществ, осуществляющих геологическое изучение недр и (или) разведку и добычу полезных ископаемых на участках недр федерального значения, данный порог составляет 5%.

** Перечень таких иностранных бирж утвержден Указанием Банка России от 30.05.2017г. № 4393-У.



НОВОСТИ БАНКА РОССИИ

Банк России планирует изменить порядок ведения счетов депо в связи с появлением электронных закладных

Проект Указания "О внесении изменений в Положение Банка России от 13 ноября 2015 года № 503-П "О порядке открытия и ведения депозитариями счетов депо и иных счетов" (далее – Проект Указания) размещен на сайте Банка России.


Как поясняет Банк России, проект Указания разработан в связи с предстоящим вступлением в силу положений Федерального закона от 25.11.2017 № 328-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Напомним, что 1 июля 2018 года вступают в силу поправки в Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)", которые устанавливают порядок выдачи и оборота закладных в электронной форме.

Закладная является ценной бумагой, удостоверяющей следующие права:
  • право на получение исполнения по денежным обязательствам, обеспеченным ипотекой;
  • право залога на имущество, обремененное ипотекой.
Закладная может быть выдана в форме бумажного документа (документарная ценная бумага), а с 1 июля 2018 г. – также в форме электронного документа (далее – электронная закладная), подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Электронная закладная является бездокументарной ценной бумагой, которая должна храниться в депозитарии.

Способы оформления электронной закладной:
  • залогодатель, залогодержатель и должник* заполняют форму электронной закладной на едином портале государственных услуг или на официальном сайте Росреестра и направляют ее в Росреестр вместе с заявлением о выдаче электронной закладной, в этом случае электронная закладная и заявление о ее выдаче должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью (далее – квалифицированная подпись) залогодателя, залогодержателя и должника; или
  • через нотариуса, в этом случае электронная закладная и заявление о ее выдаче подписываются только квалифицированной подписью нотариуса, который направляет их в Росреестр; или
  • если залогодержатель является кредитной организацией (далее – банк), которая "взаимодействует с клиентами с использованием систем дистанционного банковского обслуживания", то залогодатель и должник могут заполнить форму электронной закладной и заявление о ее выдаче, подписать своей электронной подписью (в том числе допускаются простая или неквалифицированная электронная подпись) и направить их в банк дистанционно; далее банк подписывает электронную закладную и заявление о ее выдаче своей квалифицированной подписью и направляет в Росреестр.
Росреестр вносит в регистрационную запись об ипотеке сведения об электронной закладной и о депозитарии, в который электронная закладная будет направлена на хранение, и передает закладную на хранение в этот депозитарий.

Закон допускает ситуацию, когда хранителем электронной закладной является один депозитарий, который указан в записи об ипотеке и взаимодействует с Росреестром, а учет и переход прав на электронную закладную осуществляет другой депозитарий, который взаимодействует с депозитарием – хранителем.

При погашении регистрационной записи об ипотеке Росреестр направляет уведомление об этом в депозитарий – хранитель. На основании уведомления Росреестра депозитарий аннулирует электронную закладную, после чего обращение и учет прав на электронную закладную прекращаются.

Помимо изменений, необходимых в связи с предстоящим появлением электронных закладных, проект Банка России предусматривает и другие изменения, "выявленных в ходе практического применения действующей редакции Положения № 503-П".

Ознакомиться с текстом проекта Указания можно в прилагаемом к настоящему обзору файле. Планируется, что проект вступит в силу в 3 квартале 2018 г.



*Залогодателем и должником по обязательству, обеспечиваемому ипотекой, может быть одно и то же лицо или разные лица, если обеспечение за должника предоставляет третье лицо.