NRC-ROST
EN

+7 (495) 989-76-50

Мониторинг законодательства и судебной практики №42 (24 апреля - 13 мая 2018)


НОВОСТИ ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ

Принят Федеральный закон о мерах по предупреждению банкротства страховых компаний


Опубликован Федеральный закон от 23.04.2018 № 87-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 87-ФЗ).

Федеральный закон № 87-ФЗ вносит следующие изменения.

1. Вводятся дополнительные инструменты по предупреждению банкротства страховых организаций по аналогии с процедурой финансового оздоровления кредитных организаций. 

Соответствующие изменения вносятся в Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". В целях участия в осуществлении мер по предупреждению банкротства страховых организаций Банком России будет создаваться Фонд консолидации страхового сектора (далее – Фонд), который будет состоять из денежных средств Банка России, обособленных от остального имущества Банка России. Фонд не будет являться юридическим лицом.

Основанием для применения мер по предупреждению банкротства страховой организации с участием Банка России будет являться наличие признаков неустойчивого финансового положения страховой организации, создающего угрозу правам и законным интересам ее страхователей, застрахованных лиц, выгодоприобретателей, иных заинтересованных лиц и (или) угрозу стабильности финансового (страхового) рынка.

В случае принятия решения Банком России мер по предупреждению банкротства страховой организации, функции временной администрации страховой организации будет осуществлять общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора". В случае назначения временной администрации страховой организации Банк России вправе ввести мораторий на удовлетворение требований кредиторов страховой организации не более чем на три месяца, с продлением этого срока на три месяца.

Банк России при осуществлении мер по предупреждению банкротства страховой организации будет вправе приобретать акции (доли) страховой организации в количестве, составляющем ¾ от уставного капитала страховой организации, а также за счет средств Фонда оплачивать дополнительный выпуск ценных бумаг (дополнительный вклад в уставный капитал страховой организации – ООО) при условии соблюдения следующих требований:

  • уменьшения размера уставного капитала страховой организации до величины собственных средств (капитала) или до одного рубля (при отрицательном значении величины собственных средств (капитала);
  • прекращения обязательств страховой организации по договорам субординированного займа;
  • прекращение обязательств страховой организации перед лицами, занимающими должности страховой организации, а также перед контролирующими страховую организацию лицами по требованиям в денежной форме.
2. В отношении страховых организаций с 1 января 2019 года вводятся новые меры по предупреждению нарушений страхового законодательства.

Соответствующие изменения вносятся в Закон Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации".

Банк России получил право в случае неоднократного нарушения в течение одного года субъектом страхового дела требований финансовой устойчивости и платежеспособности, неисполнения надлежащим образом или в установленный срок предписания Банка России, представления в Банк России недостоверной информации либо совершения действий, создающих угрозу правам и законным интересам страхователей, застрахованных лиц, выгодоприобретателей и (или) угрозу стабильности финансового (страхового) рынка:

  • вводить ограничение на совершение страховыми организациями отдельных сделок;
  • вводить запрет на совершение отдельных сделок, в том числе в зависимости от максимальной цены сделки;
  • ограничивать действие лицензии;
  • приостанавливать действие лицензии.
3. Страховые организации, зарегистрированные в форме акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, вместо стоимости чистых активов будут осуществлять расчет собственных средств в соответствии с методикой, установленной нормативным актом Банком России.

Соответствующие поправки вносятся в Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".

Федеральный закон № 87-ФЗ вступит в силу 8 июня 2018 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки.



НОВОСТИ БАНКА РОССИИ

Банк России утвердил новые тарифы за оказание регистраторских услуг


С 1 октября 2018 года вступит в силу Указание Банка России от 22.03.2018 № 4748-У "О максимальной плате, взимаемой держателем реестра владельцев ценных бумаг с зарегистрированных лиц за проведение операций по лицевым счетам и за предоставление информации из реестра владельцев ценных бумаг, и порядке ее определения" (далее – Указание № 4748-У).

Указанием № 4748-У увеличивается размер тарифов, взимаемых регистраторами с зарегистрированных лиц, при совершении операций с ценными бумагами и при выдаче информации из реестра, а также расширяется перечень платных операций в реестре.

Действие Указания № 4748-У будет распространяться не только на операции с эмиссионными ценными бумагами, но и с ипотечными сертификатами участия и инвестиционными паями паевых инвестиционных фондов. 

Устанавливаются предельные суммы комиссии регистратора за операции при перерегистрации права собственности на ценные бумаги в реестре владельцев ценных бумаг в зависимости от стоимости ценных бумаг.

Уточняется вопрос о возмещении расходов регистратора по оплате услуг почтовой связи по пересылке информации из реестра, выдаваемой зарегистрированным лицам в форме бумажных документов, а именно, – такие расходы не включаются в стоимость выдаваемой регистратором информации из реестра и оплачиваются отдельно.

С момента вступления в силу Указания № 4748-У разрешено взимать плату с зарегистрированных лиц при закрытии лицевого счета.



Банк России уточнил перечень обязательной информации, подлежащей раскрытию профессиональными участниками рынка ценных бумаг

28 апреля 2018 года вступило в силу Указание Банка России от 19.03.2018 № 4743-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 28.12.2015 № 3921-У "О составе, объеме, порядке и сроках раскрытия информации профессиональными участниками рынка ценных бумаг" (далее – Указание № 4743-У).
Уточнено, что расчет собственных средств профессионального участника рынка ценных бумаг и список аффилированных лиц раскрывается в соответствии с формами, утвержденными Указанием Банка России от 27.11.2017 № 4621-У "О формах, сроках и порядке составления и представления отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг, организаторов торговли, клиринговых организаций и лиц, осуществляющих функции центрального контрагента, а также другой информации в Центральный банк Российской Федерации"  (далее – Указание № 4621-У).

Напомним, что в соответствии с Указанием № 4621-У отчетность и иная информация с января 2018 года предоставляется в Банк России в формате XBRL в виде списка показателей в разрезе аналитических признаков.

В соответствии с Указанием № 4743-У раскрытие собственных средств и списка аффилированных лиц на сайте профессионального участника рынка ценных бумаг должно осуществляться путем преобразования указанной информации из форматов, установленных Указанием № 4621-У, в "привычный" вид путем использования программного обеспечения, реализующего конвертацию отчетных данных, размещенных на сайте Банка России. 

Уточнено, что тарифы на услуги регистратора должны быть раскрыты на его сайте (ранее это условие касалось только тарифов для владельцев инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов или ипотечных сертификатов участия).



Уточнен порядок рассмотрения заявлений эмитентов об освобождении их от обязанности по раскрытию информации

9 мая 2018 года вступило в силу Указание Банка России от 04.04.2018 № 4767-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 2 марта 2015 года № 461-П "О порядке рассмотрения заявлений эмитентов, являющихся акционерными обществами, об освобождении их от обязанности осуществлять раскрытие информации в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" (далее – Указание № 4767-У).

Напомним, что в соответствии со статьей 30.1 Федерального закона от 22.04.1996 №39-ФЗ эмитент, являющийся акционерным обществом (далее – АО), при определенных условиях по решению Банка России может быть освобожден от обязанности осуществлять раскрытие информации.

Порядок рассмотрения заявлений АО об освобождении от обязанности раскрывать информацию установлен Положением Банка России от 02.03.2015 № 461-П.

Изменения, которые внесены в Положение № 461-П, носят уточняющий характер и принципиально не меняют процедуру освобождения от раскрытия информации.

Если за освобождением от раскрытия информации обращается публичное АО, то АО дополнительно к установленному перечню документов, прилагаемых к заявлению, должно приложить справку, которая подтверждает вступление в силу решений общего собрания акционеров по вопросам, предусмотренным пунктом 3 статьи 7.2 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах":

  • о внесении в устав публичного общества изменений, исключающих указание на то, что общество является публичным;
  • об обращении общества в Банк России с заявлением об освобождении от обязанности раскрывать информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации о ценных бумагах;
  • об обращении с заявлением о делистинге акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции.
Если за освобождением от раскрытия информации обращается АО, которое было создано до 01.09.2014, и отвечает признакам публичного АО, но его устав и фирменное наименование не содержат указания на публичный статус, то такое АО дополнительно должно предоставить в Банк России следующие справки:

  • о количестве акционеров по состоянию на 01.09.2014. Такая справка должна быть подписана единоличным исполнительным органом АО и скреплена печатью АО (при ее наличии), а также подписана держателем реестра, осуществляющим ведение реестра этого АО. Указанием № 4767-У допускается предоставление такой справки в виде двух отдельных документов, подписанных, соответственно, уполномоченным лицом АО и регистратора;
  • об отсутствии у АО на 01.09.2014 акций или ценных бумаг, конвертируемых в акции, которые были включены в список ценных бумаг, допущенных к организованным торгам.
О проекте Указания Банка России сообщалось в Обзоре изменения законодательства за период с 20 февраля 2018 года по 25 февраля 2018 года.



Профессиональным участникам придется доработать правила внутреннего контроля по ПОД/ФТ


Банк России опубликовал Указание Банка России от 30.03.2018 № 4759-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 15 декабря 2014 года № 445-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее именуются – Положение № 445-П и Указание № 4759-У соответственно).

Указание № 4759-У принято в целях реализации изменений, внесенных в Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ) Федеральным законом от 29.12.2017 № 470-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 470-ФЗ).

Напомним, что в соответствии с Федеральным законом № 470-ФЗ банки и иные организации, на которые распространяются требования Федерального закона № 115-ФЗ (далее – организация), получили возможность уведомлять своих клиентов не только об отказе в совершении операций или в заключении договора банковского счета /вклада (далее – отказ в обслуживании), но и о причинах такого отказа.

Клиент вправе оспорить решение организации об отказе в обслуживании, представив документы и сведения об отсутствии оснований для отказа. Организация обязана рассмотреть представленные документы и сведения и в течение десяти рабочих дней сообщить клиенту об устранении оснований для отказа в обслуживании (о "реабилитации" клиента) либо о невозможности устранения оснований для отказа в обслуживании. 

При отказе кредитной организации, профессионального участника рынка ценных бумаг или иной финансовой организации реабилитировать клиента последний вправе обратиться в межведомственную комиссию, созданную при Банке России.

Указание № 4759-У дополняет Положение № 445-П новой главой 8.1 "Программа организации в некредитной финансовой организации работы с представленными клиентом документами и (или) сведениями об отсутствии оснований для принятия решения об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, запросами и решениями межведомственной комиссии, созданной при Банке России", которая регламентирует порядок по взаимодействию некредитной финансовой организации непосредственно в финансовой организации, а также по взаимодействию с клиентами и с межведомственной комиссией, созданной при Банке России.

Указание вступило в силу 6 мая 2018 года.

Проект Указания Банка России рассматривался в Обзоре изменения законодательства за период с 26 февраля 2018 года по 4 марта 2018 года.



Банк России разъяснил, в каком случае акционерное общество не обязано раскрывать сведения о невостребованных дивидендах в форме существенного факта

Банк России информационным письмом от 04.05.20158 № ИН-06-28/25 разъяснил, что акционерное общество не обязано раскрывать сообщение о существенном факте о неисполнении обязательства эмитента перед владельцами его ценных бумаг в случае отсутствия у эмитента или у его держателя реестра точных и необходимых адресных данных или банковских реквизитов (либо при наличии иных препятствий по выплате дивидендов по вине акционера). По мнению Банка России, в случае добросовестного исполнения эмитентом обязанности по выплате акционерам дивидендов путем перечисления денежных средств в кредитную организацию, в которой открыт банковский счет лица, имеющего право на получение дивидендов, либо перевода денежных средств организации федеральной почтовой связи (в случае выплаты дивидендов путем почтового перевода денежных средств) при отсутствии у эмитента или у его держателя реестра точных и необходимых адресных данных или банковских реквизитов (либо при наличии иных препятствий по выплате дивидендов по вине акционера) эмитент считается выполнившим обязательство по выплате дивидендов.

Невыплаченные дивиденды по вине акционера являются невыплаченными по причинам, не зависящим от акционерного общества, и подлежат выплате только по требованию лица, не получившего объявленных дивидендов.



ПРОЕКТЫ БАНКА РОССИИ

Банк России подготовил проект положения о депозитных и сберегательных сертификатах

На официальном сайте Банка России опубликован проект Положения "О требования к условиям выдачи сберегательных и депозитных сертификатов кредитных организаций, порядку их регистрации и внесения в реестр, раскрытию о них информации, а также к составу обязательных реквизитов сберегательных и депозитных сертификатов кредитных организаций и реквизитам сертификата, закрепляющего права владельцев сберегательных и депозитных сертификатов, выдаваемых на условиях обездвижения, на территории Российской Федерации" (далее – проект Положения). 

Проект Положения разработан в развитие статьи 36.1, внесенной в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" Федеральным законом от 23.04.2018 № 106-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 106-ФЗ), о котором мы писали в Обзоре изменений законодательства за период с 9 апреля 2018 года по 23 апреля 2018 года.

Напомним, что в соответствии с Федеральным законом № 106-ФЗ сберегательный и депозитный сертификаты (далее совместно именуются – банковские сертификаты) являются именными документарными ценными бумагами, удостоверяющими факт внесения вкладчиком в кредитную организацию суммы вклада на условиях, указанных в соответствующем сертификате, и право владельца такого сертификата на получение по истечении установленного сертификатом срока суммы вклада и обусловленных сертификатом процентов в кредитной организации, выдавшей сертификат.

Права владельца банковского сертификата удостоверяются записями в системе учета выдавшей его кредитной организации. Кредитная организация обязана вести учет в бумажной или в электронной форме, выданных ею или ее филиалами сберегательных и депозитных сертификатов, а также прав на них в системе учета депозитных и сберегательных сертификатов (далее – система учета).

Сберегательные или депозитные сертификаты, владельцы которых имеют одинаковые права, могут выдаваться на условиях обездвижения в случае, если кредитная организация вправе осуществлять хранение таких сертификатов на основании лицензии на осуществление депозитарной деятельности. 

Проектом Положения определяются обязательные реквизиты, которые должны содержать сберегательный или депозитный сертификаты, а также указывается, что сертификаты могут содержать иные реквизиты по усмотрению кредитной организации, условии, что включение таких реквизитов не будет противоречить законодательству Российской Федерации. В случае отсутствия в сберегательном или депозитном сертификате какого-либо из обязательных в соответствии с Положением реквизитов влечет его недействительность. 

Условия, на которых выдаются депозитные и сберегательные сертификаты (далее – условия выдачи сертификатов), утверждаются коллегиальным исполнительным органом кредитной организации, если иное не установлено ее уставом. Проектом Положения определяются обязательные требования к условиям выдачи сертификатов.

Условия выдачи сертификатов подлежат регистрации в Банке России не позднее 30 дней с даты их утверждения уполномоченным органом кредитной организации.

Решение о регистрации или отказ в регистрации условий выдачи сертификатов будет приниматься Банком России в течение 10 рабочих дней с даты поступления всех документов, предусмотренных проектом Положения.

Проектом Положения предусматривается и более короткий срок для регистрации условий выдачи сертификатов – в пять рабочих дней при условии, что:

(1) аналогичные условия выдачи сертификатов, за исключением процентной ставки (порядка ее определения), были зарегистрированы Банком России ранее,

(2) кредитная организация при предоставлении документов для регистрации условий выдачи сертификатов указало на факт регистрации аналогичных условий выдачи сертификатов.

Отказом в регистрации условий выдачи сертификатов могут послужить:

  • несоответствие документов, предоставленных для регистрации условий выдачи сертификатов, требованиям, установленным федеральными законами и Положением;
  • наличие в условиях выдачи сертификатов положений, не соответствующих требованиям, установленным федеральными законами и Положением, а также неполной или недостоверной информации.
Проектом Положения предусматривается запрет регистрации двух или более аналогичных условий выдачи сертификатов при условии, что срок выдачи таких сертификатов еще не истек.

При погашении всех депозитных или сберегательных сертификатов либо при отсутствии обращающихся сертификатов, кредитная организация по решению уполномоченного органа кредитной организацией, в компетенцию которого входит утверждение условий выдачи сертификатов, вправе аннулировать зарегистрированные условия выдачи сертификатов. Банк России при условии предоставления кредитной организацией документов, предусмотренных проектом Положения, принимает решение об аннулировании условий выдачи сертификатов в течение пяти рабочих дней.

Кредитная организация обязана не позднее одного рабочего дня с даты регистрации условий выдачи сертификатов раскрыть об этом информацию на официальном сайте в сети Интернет.

Условия выдачи сертификатов должны быть доступны для ознакомления на сайте кредитной организации до момента погашения всех сберегательных или депозитных сертификатов и до внесения в реестр, в котором содержатся сведения обо всех зарегистрированных условиях выдачи сертификатов. Ведение реестра, содержащего сведения о зарегистрированных условиях выдачи сертификатов (далее – реестр), осуществляет Департамент корпоративных отношений Банка России. Доступ к сведениям в реестре осуществляется путем его опубликования на сайте Банка России в сети Интернет, которые планируется обновлять не реже одного раза в неделю.

Сведения из реестра могут быть предоставлены любому заинтересованному лицу в виде выписки из реестра по форме, утверждаемой проектом Положения.

Положение вступит в силу по истечении 10 дней с даты его официального опубликования.



Разработан порядок уведомления эмитентами об ограничениях по раскрытию информации

Проект указания Банка России "О порядке и форме информирования эмитентом Банка России об ограничениях по раскрытию информации в соответствии с требованиями статьи 30 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" (далее – проект указания) разработан в развитие положений статьи 30.1 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", пунктом 6 которой предусмотрено, что эмитенты, на которых распространяются требования статьи 30 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" по раскрытию информации о ценных бумагах, в случаях, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, вправе не осуществлять раскрытие информации, (или) ограничить состав и (или) объем такой информации, а также лиц, в отношении которых эмитенты вправе не осуществлять раскрытие информации, подлежащей такому раскрытию, и (или) вправе ограничить состав и (или) объем такой информации.

В настоящее время Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2018 № 10 определены случаи освобождения акционерного общества и общества с ограниченной ответственностью от обязанности раскрывать или предоставлять информацию, касающуюся крупных сделок или сделок с заинтересованностью.

Проектом указания устанавливается форма соответствующего уведомления эмитента, способ направления уведомления в Банк России, а также принцип разграничения полномочий между Банком России и территориальным учреждением Банка России, по приему указанных уведомлений. 

Планируется, что указание будет принято во втором полугодии 2018 года и вступит в силу по истечении 10 дней с даты его официального опубликования.



ЗАКОНОПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


Минэкономразвития предложило законодательно ограничить доступ к некоторой информации о юридических лицах

На федеральном портале проектов нормативных правовых актов опубликован проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Законопроект), который наделяет Правительство Российской Федерации правом определять случаи, при которых хозяйственные общества вправе не раскрывать соответствующую информацию, а также ограничивать доступ к соответствующей информации, включая запрет на ее публикацию.

Соответствующие изменения планируется внести в статью 92.2 Федерального закона "Об акционерных обществах", в соответствии с которой в настоящее время ограничительный порядок на раскрытие информации устанавливается только в отношении крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность.

Аналогичные изменения предлагается внести в статью 50.1 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".

Также Правительство Российской Федерации будет вправе ограничить доступ к сведениям о юридических лицах, содержащихся в ЕГРЮЛ. Соответствующие изменения предлагаются внести в Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

К таким сведениям могут быть отнесены:
  • сведения об учредителях (участниках) юридического лица;
  • сведения о держателях реестров их акционеров (для АО);
  • сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам, о передаче долей или частей долей в залог или об ином их обременении, сведения о лице, осуществляющем
  • управление долей, переходящей в порядке наследования (для ООО);
  • сведения о правопреемстве – для юридических лиц, созданных в результате реорганизации иных юридических лиц, для юридических лиц, в учредительные документы которых вносятся изменения в связи с реорганизацией, а также для юридических лиц, прекративших свою деятельность в результате реорганизации;
  • фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии;
  • сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации.
Правительство Российской Федерации будет вправе определить случаи, в которых сведения о юридических лицах, не будут подлежать размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", при условии их внесения в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц:
  • запись о создании юридического лица (в том числе о создании юридического лица путем реорганизации);
  • запись о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации;
  • запись о назначении или прекращении полномочий единоличного исполнительного органа юридического лица.


Минкомсвязь России разработало законопроект, предусматривающий право субъекта персональных данных отказаться от предоставления согласия на обработку персональных данных

Согласно законопроекту "О внесении изменений в Федеральный закон "О персональных данных" (далее – Законопроект), размещенном на федеральном портале проектов нормативных правовых актов, субъект персональных данных вправе отказаться от предоставления согласия на обработку персональных данных в случае, если указанные в согласии цели обработки персональных данных не соответствуют заявленным на этапе их сбора целям взаимодействия субъекта персональных данных с оператором персональных данных.

Также Законопроект предлагает наделить субъекта персональных данных правом вносить изменения в согласие на обработку персональных данных в части изменения целей, объема обрабатываемых данных и условий их обработки в случаях, не предусматривающих обязанность получения согласия на обработку персональных данных.