НОВОСТИ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
Внесены поправки в Федеральный закон "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Опубликован Федеральный закон от 03.08.2018 №310-ФЗ (далее – Закон № 310-ФЗ), который вносит изменения в Федеральный закон от 27.07.2010 №224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон о противодействии инсайду, Закон).
Напомним, что Закон о противодействии инсайду устанавливает требования и ограничения к совершению сделок с ценными бумагами, другими финансовыми инструментами, иностранной валютой и товарами, которые допущены к организованным (биржевым) торгам в России или в отношении которых подана заявка на допуск к таким торгам. Цель Закона о противодействии инсайду – не допустить злоупотреблений при совершении сделок.
На акционерные общества, ценные бумаги которых не допущены к организованным торгам, Закон о противодействии инсайду, как правило, не распространяется.
Основные изменения, внесенные в Закон о противодействии инсайду, вступают в силу с 01 мая 2019 года и состоят в следующем:
- изменяется перечень лиц, признаваемых инсайдерами;
- к инсайдерской информации будет относиться не только информация, утвержденная нормативным Банком России, но и другая информация, которая является инсайдерской для конкретного юридического лица с учетом особенностей его деятельности;
- инсайдеры – юридические лица будут обязаны утвердить дополнительные внутренние документы для исполнения Закона;
- инсайдеры будут обязаны предоставлять информацию о совершенных ими операциях только по запросу;
- вводятся дополнительные требования к порядку предоставления инсайдерской информации на основании договора;
- Банк России будет проверять соблюдение Закона физическими и юридическими лицами, которые не являются кредитными или некредитными финансовыми организациями, по особым правилам;
- Правительство РФ получит право определять случаи, когда инсайдерская информация не раскрывается или раскрывается неполностью.
Далее – более подробно об этих изменениях.
1. Изменяется перечень лиц, признаваемых инсайдерами.
Из перечня инсайдеров будут исключены хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на рынке определенного товара.
В перечень инсайдеров будут включены:
- публично-правовые компании[1],
- лица, которые имеют доступ к информации о подготовке или направлении уведомления о праве требовать выкупа ценных бумаг (статья 84.7 Закона об АО) или требования о выкупе ценных бумаг (статья 84.8 Закона об АО).
2. К инсайдерской информации будет относиться не только информация, утвержденная нормативным Банком России, но и другая информация, которая является инсайдерской для конкретного юридического лица с учетом особенностей его деятельности.
Закон предусматривает обязанность составить собственные перечни инсайдерской информации для следующих категорий инсайдеров:
- эмитенты и управляющие компании;
- организаторы торговли, клиринговые организации, а также депозитарии и кредитные организации, осуществляющие расчеты по результатам сделок, совершенных через организаторов торговли;
- профессиональные участники рынка ценных бумаг и иные лица, осуществляющие в интересах клиентов операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами;
- информационные и рейтинговые агентства.
Поправки, внесенные в Закон, предусматривают, что перечни инсайдерской информации таких лиц будут включать не только информацию, утвержденную нормативным актом Банка России, но и другую информацию, которая является инсайдерской для конкретного юридического лица "с учетом особенностей" его деятельности (часть 1 статьи 3 Закона в новой редакции).
При этом оговаривается, что эмитенты, их должностные лица и работники не несут ответственность "за отсутствие в собственных перечнях … информации, не включенной в перечень инсайдерской информации эмитентов, утвержденный нормативным актом Банка России" (новая часть 2.1. статьи 7 Закона).
3. Инсайдеры – юридические лица будут обязаны утвердить дополнительные внутренние документы для исполнения Закона.
Поправки, внесенные в Закон, обязывают всех инсайдеров – юридических лиц (кроме органов власти и иных публичных субъектов, перечисленных в пункте 9 статьи 4 Закона):
- разработать правила внутреннего контроля по предотвращению, выявлению и пресечению неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком, и обеспечить их выполнение;
- определить на уровне совета директоров "условия совершения операций с финансовыми инструментами" для членов совета директоров, исполнительных органов, ревизионной комиссии, физических лиц, имеющих доступ к инсайдерской информации на основании трудовых и гражданско-правовых договоров, а также "связанных с ними лиц".
Однако поправки в Закон не уточняют, кто именно признается "связанными лицами" и как юридическое лицо может обеспечить соблюдение "условий совершения операций" такими связанными лицами, если они не являются членами органов управления, работниками, контрагентами данного юридического лица и вообще не состоят в каких-либо отношениях с ним.
Структурное подразделение (должностное лицо) юридического лица, которое контролирует соблюдение Закона о противодействии инсайду, будет подотчетно единоличному исполнительному органу, (а не совету директоров, как предусмотрено редакцией Закона до внесения поправок).
4. Инсайдеры будут обязаны предоставлять информацию о совершенных ими операциях только по запросу.
Действующая редакция Закона предусматривает, что лица, включенные в список инсайдеров эмитентов, управляющих компаний и других организаций, перечисленных в статье 10 Закона, обязаны уведомлять эти организации об определенных операциях с ценными бумагами и другими финансовыми инструментами.
Например, члены совета директоров, исполнительных органов, ревизионной комиссии и работники акционерного общества, акции которого допущены к организованным торгам, обязаны уведомлять это общество о совершенных операциях с его акциями в течение 10 рабочих дней после совершения операции[2].
После вступления в силу поправок все лица, включенные в список инсайдеров организаций, перечисленных в статье 10 Закона, будут обязаны направлять информацию о своих операциях только по запросу организации, которая включила лицо в список своих инсайдеров. Обязанность "автоматического" уведомления (без запроса) полностью отменяется.
5. Вводятся дополнительные требования к порядку предоставления инсайдерской информации на основании договора.
При заключении договора с юридическим лицом, получающим доступ к инсайдерской информации на основании заключаемого договора (например, аудитором, оценщиком, банком), такое лицо "должно быть проинформировано о требованиях настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним нормативных актах Банка России и об ответственности за неправомерное использование инсайдерской информации, а также о том, что оно будет включено в список инсайдеров".
Инсайдерская информация может быть передана юридическому лицу на основании договора только после включения этого лица в список инсайдеров.
Таким образом, заключение договора (даже если этот договор включает необходимые оговорки о конфиденциальности) само по себе, без включения лица в список инсайдеров, не будет законным основанием для передачи инсайдерской информации юридическому лицу, с которым заключен договор.
6. Банк России будет проверять соблюдение Закона физическими и юридическими лицами, которые не являются кредитными или некредитными финансовыми организациями, по особым правилам.
Поправки подтверждают право Банка России проверять любых физических и юридических лиц на предмет соблюдения ими Закона о противодействии инсайду.
Вместе с тем, если проверяемое лицо не является кредитной или некредитной финансовой организацией, то проверка Банка России в отношении такого лица проводится по особым правилам (статьи 14.1 – 14.3 Закона в новой редакции). В том числе:
- решение Председателя Банка России или его заместителя о проведении проверки должно содержать "перечень лиц, территории, помещения, документы и предметы которых необходимо осмотреть в ходе проверки";
- доступ служащих (работников) Банка России, проводящих проверку, на территории, в помещения проверяемого лица, осмотр ими территорий, документов и предметов проверяемого лица возможны только при предъявлении ими "задания на проведение такого осмотра", подписанного Председателем Банка России или его заместителем;
- осмотр территорий, помещений, документов и предметов проверяемого физического лица возможен только с его согласия; отказ физического лица предоставить такое согласие не признается "воспрепятствованием" (т.е. не влечет ответственность за воспрепятствование проверки).
7. Правительство РФ получит право определять случаи, когда инсайдерская информация не раскрывается или раскрывается не полностью.
В соответствии с новой редакцией части 1 статьи 8 Закона Правительство РФ вправе "определитьслучаи, в которых инсайдерская информация не подлежит раскрытию илипредоставлению и (или) подлежит раскрытию или предоставлению в ограниченныхсоставе и (или) объеме".
[1] Публично-правовая компания – особый вид некоммерческой организации, учредителем которой является Российская Федерация и которая создана на основании федерального закона или Указа Президента РФ. Пример: Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства.
[2] См. пункт 2.4 Положения о порядке и сроках направления инсайдерами уведомлений о совершенных ими операциях, утвержденного приказом ФСФР России от 18.06.2013 № 13-51/пз-н.
НОВОСТИ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Отменена государственная пошлина за государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на основании электронных документов.
Принят Федеральный закон от 29.07.2018 № 234-ФЗ "О внесении изменения в статью 333.35 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", который вступает в силу с 1 января 2019года.
Данный закон освобождает от уплаты государственной пошлины, если документы, необходимые для регистрационных действий, представляются в электронной форме, в следующих случаях:
- регистрация юридического лица (кроменекоторых видов некоммерческих организаций);
- регистрация изменений в учредительныедокументы юридического лица;
- ликвидация юридического лица, за исключениемликвидации в процедуре банкротства;
- регистрация физического лица в качествеиндивидуального предпринимателя;
- регистрация прекращения физическим лицомдеятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Принят комплекс поправок в Налоговый кодекс РФ: частично изменены правила проведения налоговых проверок, критерии для признания сделок контролируемыми и пр.
Опубликован Федеральный закон от 03.08.2018 № 302-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"[1](далее – Закон № 302-ФЗ).
В том числе в Налоговый кодекс РФ (далее – НК РФ) внесены следующие изменения.
Стандартный срок камеральной проверки по НДС сокращается с трех до двух месяцев с даты представления декларации по НДС. Срок камеральной проверки по НДС может быть увеличен до трех месяцев по решению руководителя налогового органа, если до окончания проверки "установлены признаки, указывающие на возможные нарушения законодательства" (пункт 2 статьи 88 НК РФ).
Ограничиваются пределы повторной выездной проверки в связи с представлением уточненной налоговой декларации, в которой уменьшена сумма налога. Предметом такой проверки является "правильность исчисления налога на основании измененных показателей уточненной налоговой декларации, повлекших уменьшение ранее исчисленной суммы налога (увеличение убытка)" (подпункт 2 пункта 10 статьи 89 НК РФ).
Налоговые органы при допросе свидетеля обязаны вручать ему копию протокола допроса лично под расписку или отражать в протоколе, что свидетель отказался от получения копии (пункт 6 статьи 90 НК РФ).
Предусмотрено право не предоставлять повторно налоговому органу истребуемые документы (информацию), которые были предоставлены ранее любому налоговому органу по любым основаниям (пункт 5 статьи 90 НК РФ).
Если налоговый орган вне рамок налоговой проверки истребует документы (информацию) о конкретной сделке налогоплательщика, то срок исполнения запроса налогового органа увеличен с пяти до десяти рабочих дней (пункты 2, 5 статьи 93.1 НК РФ);
Если при рассмотрении материалов налоговой проверки были назначены дополнительные мероприятия налогового контроля, по результатам таких мероприятий должно быть оформлено дополнение к акту налоговой проверки, которое вручается или направляется проверяемому лицу и на который проверяемое лицо вправе представить возражения (пункты 6.1. и 6.2. статьи 101 НК РФ);
Частично изменены критерии для признания сделок контролируемыми. Любые сделки, предусмотренные пунктом 1 статьи 105.14 НК РФ, признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за календарный год превышает 60 млн. руб. Любые сделки, предусмотренные пунктом 2 статьи 105.14 НК РФ, признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за календарный год превышает 1 млрд. руб.
Закон № 302-ФЗ также вносит поправки в часть вторую НК РФ, касающиеся отдельных налогов: НДС, акцизы, налог на прибыль организаций, государственная пошлина, налог на имущество.
Закон № 302-ФЗ вступает всилу 03.09.2018, но для многих его положений, в том числе касающихся конкретных налогов, предусмотрены более поздние сроки вступления в силу.
[1] О данном законопроекте, принятом Государственной Думой РФ 6 декабря 2017 года в первом чтении, сообщалось в Обзоре изменений законодательства за период с 27 ноября 2017 года по 8 декабря 2017 года, но к третьему чтению законопроект значительно изменился.
ДРУГИЕ НОВОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1. Принят Федеральный закон от 03.08.2018 № 290-ФЗ "О международных компаниях", который предусматривает порядок "перерегистрации" иностранного юридического лица на территории РФ в качестве российского юридического лица.
Данный закон вступил в силу с 03 августа 2018 года.
2. Принят Федеральный закон от 03.08.2018 № 316-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и статью 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", который вступает в силу 14 августа 2018 года.
Подробнееоб этих законах будет рассказано в следующем обзоре.
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ОТМЫВАНИЮ ДОХОДОВ И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА
Новые инициативы и разъяснения в связи с "черным списком" Росфинмониторинга.
Напомним, что в соответствии с пунктами 13 – 13.2 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001№ 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее – Закон № 115-ФЗ) банки, профессиональные участники рынка ценных бумаг и другие организации, обязанные исполнять Закон № 115-ФЗ, обязаны уведомлять Росфинмониторинг о случаях:
- отказа от выполнения распоряжения клиента о совершении операции;
- отказа от заключения договоров банковского счета (вклада);
- расторжения договоров банковского счета (вклада) с клиентом;
если отказ или расторжение договора (далее – отказ в обслуживании) был сделан по основаниям, предусмотренным Законом № 115-ФЗ.
Росфинмониторинг направляет полученную информацию в Банк России, который доводит ее до сведения банков, профессиональных участников рынка ценных бумаг и других финансовых организаций, поднадзорных Банку России.
В результате финансовые организации получают полный перечень клиентов, которым в какой-либо организации было официально отказано в обслуживании со ссылкой на Закон № 115-ФЗ.
На практике такой перечень именуется "черным списком". Клиент, который попал в "черный список", практически лишается возможности получать финансовые услуги на территории России, пока не будет "реабилитирован" (исключен из "черного списка").
На сайте Банка России опубликован проект Указания "О внесении изменений в Положение Банка России от 30 марта 2018 года № 639-П…"[1]
В соответствии с проектом Указания, Банк России будет определять, по согласованию с Росфинмониторингом, в каких случаях направлять банкам и другим финансовым организациям полную информацию, полученную от Росфинмониторинга, а в каких – сокращенную.
Объем направляемой информации будет зависеть "от степени (уровня) риска совершения клиентами операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма".
В проекте Указания об этом прямо не сказано, но можно предположить, что в отдельных случаях Банк России предлагает не рассылать банкам и другим финансовым организациям сведения о конкретных лицах, которые получили отказ в обслуживании, если риск совершения ими операций, связанных отмыванием доходов или финансированием терроризма, является незначительным.
На сайте Росфинмониторинга размещено информационное письмо от 30.07.2018 № 55 "О применении отдельных норм Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (в ред. Федерального закона от 29.12.2017 № 470-ФЗ) в части функционирования механизма "реабилитации" клиентов, в отношении которых принято решение об отказе в обслуживании".
В целом, письмо Росфинмониторинга не содержит принципиально новой информации и разъясняет положения Закона №115-ФЗ, относящиеся к блокированию операций с деньгами и иным имуществом, отказу в предоставлении финансовых услуг и "реабилитации" лиц, которым было отказано в обслуживании.
С текстом письма Росфинмониторинга можно ознакомиться по ссылке выше.
[1] Положение Банка России от 30.03.2018 № 639-П "О порядке, сроках и объеме доведения до сведения кредитных организаций и некредитных финансовых организаций информации о случаях отказа от проведения операции, отказа от заключения договора банковского счета (вклада) и (или) расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом, об устранении оснований принятия решения об отказе от проведения операции, об устранении оснований принятия решения об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), об отсутствии оснований для расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом", о котором сообщалось в Обзоре изменений законодательства за период с 04 июня 2018 года по 22 июля 2018 года.
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Если срок полномочий единоличного исполнительного органа (ЕИО) общества с ограниченной ответственностью истек и общим собранием участников не принято решение об избрании нового ЕИО, прежний руководитель общества продолжает выполнять функции ЕИО до избрания в установленном порядке нового руководителя.
Федеральная налоговая служба выпустила очередной обзор судебной практики по спорам, связанным с внесением записей в единые государственные реестры юридических лиц и индивидуальных предпринимателей[1].
С точки зрения корпоративного права, представляет интерес дело № А59-3787/2017 Арбитражного суда Сахалинской области, в котором суды рассмотрели ситуацию, когда два участника общества с ограниченной ответственностью, каждый с долей 50%, не смогли согласовать продление полномочий или назначение нового директора общества.
Обстоятельства дела.
В 2002 году было зарегистрировано ООО "Ирида", в котором имелось дваучастника – Рожек Г.С. и Кормина Т.Н. (размер доли каждого 50%).
В 2005 году в ЕГРЮЛ была внесена запись, что лицом, имеющим право действовать от имени ООО без доверенности (далее – руководитель), является директор Рожек Г.С.
В 2017 году второй участник общества, Кормина Т.Н., обратилась в налоговую инспекцию с заявлением, что включенные в ЕГРЮЛ сведения о Рожеке Г.С., как руководителе ООО "Ирида", являются недостоверными. Заявление было мотивировано тем, что полномочия Рожека Г.С. в качестве руководителя ООО "Ирида" прекратились я январе 2017 года.
По результатам проверки налоговая инспекция внесла в ЕГРЮЛ запись о недостоверности сведений о руководителе ООО "Ирида".
ООО "Ирида" оспорила внесение в ЕРГРЮЛ записи о недостоверности сведений в арбитражном суде.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении требований ООО "Ирида", поскольку надлежащие доказательства продления полномочий Рожека Г.С. в качестве руководителя ООО "Ирида" представлены не были, решение общего собрания участников о продлении его полномочий было признано недействительным решением суда по другому делу.
Арбитражный суд кассационной инстанции акты нижестоящих судов отменил и удовлетворил требования ООО "Ирида", указав следующее:
"Действительно, согласно уставу общества, директор избирается сроком на три года, следовательно, по истечении данного срока общему собранию участников общества необходимо принимать решение либо о продлении полномочий текущего директора, либо об избрании нового директора.
Очередной момент истечения такого трехлетнего срока применительно к ООО "Ирида" пришелся на 20.01.2017, между тем, новый директор общества взамен Рожек Г.С. общим собранием участников общества не избирался.
Законом об ООО императивно не установлено, что истечение срока, на которое лицо избирается руководителем общества, влечет с соответствующей даты прекращение его полномочий как единоличного исполнительного органа; соответствующие действия отнесены к исключительной компетенции общего собрания участников общества. Таким образом, в ситуации, когда срок полномочий единоличного исполнительного органа истек и общим собранием участников общества не принято решение об избрании нового единоличного исполнительного органа, прежний руководитель общества продолжает выполнять функции единоличного исполнительного органа до избрания в установленном порядке нового руководителя".
Примечательно, что суд сделал вывод о продолжении полномочий руководителя ООО после истечения срока, на который он был избран, несмотря на тот факт, что один из двух участников ООО, имеющий долю 50%, был не согласен с продлением полномочий второго участника в качестве руководителя ООО.
[1] Письмо ФНС России от 09.07.2018 № ГД-4-14/13083 "О направлении "Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов № 2 (2018)". С полным текстом письма ФНС России можно ознакомиться здесь.