NRC-ROST
EN

+7 (495) 989-76-50

Мониторинг законодательства и судебной практики №43 (14 мая - 27 мая 2018)


НОВОСТИ ФИНАНСОВОГО РЫНКА

Нотариусы смогут выполнять функции эскроу-агентов


 01 июня 2018 года вступают в силу:

Федеральный закон от 23.05.2018 №119-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" и Основы законодательства Российской Федерации о нотариате";
Федеральный закон от 23.05.2018 № 120-ФЗ О внесении изменений в статью 327 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 1 и 3 Федерального закона "О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации"


Данные законы уточняют порядок исполнения обязательств путем внесения долга в депозит нотариуса (статья 327 ГК РФ). Предусматриваются два разных случая и, соответственно, два разных нотариальных действия по внесению долга в депозит нотариуса:
  • принятие в депозит денег и ценных бумаг по заявлению должника (пункт 1 статьи 327 ГК РФ, статья 87 Основ законодательства РФ о нотариате);
  • депонирование нотариусом имущества по совместному заявлению сторон обязательства (новый пункт 4 статьи 327 ГК РФ, новая статья 88.1 Основ законодательства РФ о нотариате).
В первом случае должник вносит долг в депозит нотариуса, потому что не может исполнить обязательство непосредственно кредитору по причинам, перечисленным в п. 1 ст. 327 ГК РФ (кредитор отсутствует или неизвестен, уклоняется от приема исполнения и т.д.).

Во втором случае должник вносит долг в депозит нотариуса, потому что согласовал с кредитором, что обязательство будет исполняться именно таким образом – через нотариуса, который выполняет функции эскроу-агента. В части, не урегулированной Основами законодательства РФ о нотариате, применяются правила ГК РФ о договоре условного депонирования (эскроу).

Остальные различия между этими нотариальными действиями приведены в таблице:


  Принятие в депозит денег и ценных бумаг по заявлению должника (ст. 87 Основ законодательства РФ о нотариате)
 
Депонирование имущества на основании совместного заявления должника и кредитора (ст. 88.1 Основ законодательства РФ о нотариате) 
Основание для внесения долга в депозит Только заявление должника (согласие кредитора не нужно) Совместное заявление сторон обязательства 
Если депонирование имущества у нотариуса предусмотрено сделкой сторон, удостоверенной нотариально, то заявление нотариусу может подать только должник
Имущество, которое может быть внесено в депозит Наличные или безналичные деньги
Ценные бумаги
Безналичные деньги 
Бездокументарные ценные бумаги 
Любые движимые вещи (в том числе наличные деньги, документарные ценные бумаги, документы), если нотариус может обеспечить их сохранность
Порядок передачи имущества кредитору  По требованию кредитора  По требованию кредитора, если наступили условия и срок для передачи имущества кредитору
Порядок, условия и срок для передачи имущества кредитору должны быть указаны:
- в совместном заявлении должника и кредитора, на основании которого было депонировано имущество, 
или
- в нотариальной сделке должника и кредитора, на основании которой должник обратился к нотариусу с заявлением о депонировании имущества.
Наступление условий для передачи имущества кредитору проверяет нотариус.
Порядок и возможность возврата имущества должнику Должник во всякое время вправе потребовать от нотариуса возврата имущества, которое еще не передано кредитору (п. 3 ст. 327 ГК РФ)
Согласие кредитора на возврат имущества должнику не требуется
Возврат нотариусом имущества должнику без согласия кредитора не предусмотрен
Где находятся денежные средства, внесенные в депозит 
На публичном депозитном счете нотариуса в банке 
В том числе на публичный депозитный счет нотариуса должны зачисляться деньги при выкупе ценных бумаг в случаях, предусмотренных статьей 84.8 Федерального закона "Об акционерных обществах"
Судьба невостребованного имущества  Деньги, находящиеся в депозите нотариуса более десяти лет со дня их внесения на публичный депозитный счет нотариуса и не востребованные должником или кредитором, будут передаваться в казну Российской Федерации.
Для денег, внесенных в депозит нотариуса до 01.06.2018, данный срок течет с 01.06.2018 и истекает 01.06.2028
Передача невостребованного имущества в казну не предусмотрена
По общим правилам о договоре эскроу (статья 926.8 ГК РФ), максимальный срок действия договора эскроу – 5 лет. При прекращении договора эскроу, если иное не предусмотрено соглашением должника и кредитора, депонированное имущество подлежит возврату должнику, а при возникновении оснований для передачи этого имущества кредитору - подлежит передаче кредитору.

Кроме того, Федеральный закон № 120-ФЗ уточняет некоторые положения части третьей ГК РФ о наследственных фондах, которые вступают в силу 1 сентября 2018 г.

В Российской Федерации появится уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг

24 мая 2018 года Государственной Думой принят Законопроект № 517191-6 "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" (далее – Законопроект о финансовом уполномоченном). Законопроект предусматривает создание должностей уполномоченных по правам потребителей финансовых услуг (далее – финансовые уполномоченные), которые назначаются Советом директоров Банка России:
  • главный финансовый уполномоченный;
  • финансовые уполномоченные "в сферах финансовых услуг" (перечень сфер финансовых услуг, для которых будут назначены финансовые уполномоченные, определяется Советом директором Банка России).
Закон вводит обязательный досудебный порядок урегулирования требований физических лиц – потребителей финансовых услуг к финансовым организациям. Такие требования, до их предъявления в суд, должны быть направлены финансовому уполномоченному.

Досудебный порядок является обязательным, если спор соответствует двум критериям:
  • финансовая организация "взаимодействует" с финансовым уполномоченным; и
  • размер денежных требований потребителя к финансовой организации не превышает 500 тыс. руб. (за исключением споров об ОСАГО, которые рассматриваются финансовым уполномоченным независимо от размера денежных требований).
Финансовые организации, обязанные взаимодействовать с финансовым уполномоченным:
  • страховые организации (кроме страховых организаций, осуществляющих исключительно обязательное медицинское страхование);
  • микрофинансовые организации;
  • кредитные потребительские кооперативы;
  • ломбарды;
  • кредитные организации;
  • негосударственные пенсионные фонды.
Чтобы прекратить взаимодействие с финансовым уполномоченным, такая организация должна обратиться в Банк России со специальным ходатайством и предоставить обязательство "не оказывать финансовые услуги потребителям" (т.е. организация не будет обслуживать физических лиц).

Остальные финансовые организации, в том числе профессиональные участники рынка ценных бумаг, вправе взаимодействовать с финансовым уполномоченным на добровольной основе.

Организации, которые взаимодействуют с финансовым уполномоченным, должны вносить взносы для обеспечения деятельности службы финансового уполномоченного.

Уполномоченный рассматривает требования только к действующим финансовым организациям. Если лицензия на оказание финансовых услуг отозвана, организация находится в процессе ликвидации, фактически прекратила деятельность и т.д., то потребитель вправе обратиться сразу в суд.

Порядок досудебного урегулирования с участием финансового уполномоченного не распространяется на следующие требования к финансовым организациям, независимо от их размера:
  • о взыскании упущенной выгоды и морального вреда;
  • по вопросам трудовых, семейных, административных, налоговых правоотношений;
  • по вопросам, связанным с банкротством физических и юридических лиц.
Процедура досудебного урегулирования с участием уполномоченного состоит из нескольких этапов.

Сначала потребитель должен обратиться со своими требованиями в финансовую организацию. Если финансовая организация не рассмотрела обращение в установленный срок или потребитель не удовлетворен ее ответом, то потребитель вправе обратиться к финансовому уполномоченному.

Результатом обращения потребителя к финансовому уполномоченному может быть:
  • соглашение между потребителем и финансовой организацией, достигнутое при участии уполномоченного; или
  • решение финансового уполномоченного по существу спора – о полном или частичном удовлетворении требований потребителя или об отказе в их удовлетворении.
Если организация не исполнила соглашение или решение финансового уполномоченного, то уполномоченный выдает потребителю "удостоверение", которое является исполнительным документом и может быть предъявлено к принудительному исполнению (аналогично исполнительному листу, выданному судом). Кроме того, потребитель вправе взыскать через суд с финансовой организации штраф в размере 50 % от суммы своих требований, подлежавших удовлетворению.

Если финансовая организация не согласна с решением финансового уполномоченного, то она вправе обжаловать его в суд. Обжалование решения в суд само по себе не приостанавливает исполнение решения, однако финансовая организация вправе обратиться к уполномоченному с ходатайством о приостановлении исполнения решения.

Если потребитель не удовлетворен результатом обращения к уполномоченному (обращение не было рассмотрено по существу, потребитель не получил ответ в установленный срок, потребитель не согласен с решением по существу своего обращения и т.д.), то потребитель вправе предъявить требования к финансовой организации в суд.

Закон начнет действовать поэтапно.

Он вступит в силу через 90 дней после опубликования. В течение 90 дней после вступления закона в силу Банк России учреждает службу обеспечения деятельности финансового управляющего.

Взаимодействие с финансовым уполномоченным становится обязательным:
  • для страховых организаций, осуществляющих деятельность по автострахованию (в т.ч. ОСАГО), – по истечении 270 дней после вступления закона в силу;
  • для страховых организаций, осуществляющих иные виды страхования, - по истечении 450 дней после вступления закона в силу;
  • для микрофинансовых организаций – с 1 января 2020 г.;
  • для кредитных потребительских кооперативов, ломбардов, кредитных организаций и негосударственных пенсионных фондов – с 1 января 2021 г.
До указанных сроков финансовые организации могут начать взаимодействие с финансовым уполномоченным на добровольной основе.

На данный момент сложно оценить, какое влияние данный закон окажет на отношения между потребителями и финансовыми организациями.

С одной стороны, финансовые уполномоченные снизят нагрузку на суды по рассмотрению споров между потребителями и финансовыми организациями на относительно небольшие суммы и будут способствовать формированию единой практики рассмотрения таких споров.

С другой стороны, для потребителей процедура рассмотрения их требований может стать более длительной, поскольку до того, как обратиться в суд, потребителю придется пройти два этапа досудебного урегулирования (сначала обратиться непосредственно в финансовую организацию, потом – к уполномоченному). Для финансовых организаций закон означает дополнительные издержки, т.к. они будут обязаны платить взносы для обеспечения деятельности уполномоченных.



НОВОСТИ БАНКА РОССИИ

4 июня 2018 года вступит в силу порядок передачи в государственную собственность акций акционерных обществ, зарегистрированных на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя, владельцы которых неизвестны

В эту дату начинает действовать Указание Банка России от 16.04.2018 № 4776-У "О порядке передачи акций эмитентов, зарегистрированных на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя до 16 марта 2014 года, в собственность Республики Крым или города федерального значения Севастополя в связи с прекращением автономной некоммерческой организацией "Фонд защиты вкладчиков" доверительного управления указанными акциями" (далее – Указание № 4776-У).

Указание № 4776-У принято во исполнение Федерального закона от 02.04.2014 № 37-ФЗ "Об особенностях функционирования финансовой системы Республики Крым и города федерального значения Севастополя на переходный период".

В соответствии со статьей 14 данного закона в России признается осуществленная до 16 марта 2014 года государственная регистрация выпусков эмиссионных ценных бумаг (акций, облигаций) эмитентов, зарегистрированных на территории Республики Крым и на территории города Севастополя до 16 марта 2014 года, при условии внесения сведений о таких эмитентах в единый государственный реестр юридических лиц.

Если номинальная стоимость акций таких эмитентов была выражена в иностранной валюте (например, украинских гривнах), то они конвертировались в акции той же категории (типа) с номинальной стоимостью в рублях.

Если данные о владельце, которому должны быть размещены акции, отсутствовали (т.е. полностью или частично была утрачена информация об акционерах общества), то акции размещались доверительному управляющему – автономной некоммерческой организации "Фонд защиты вкладчиков" (далее – Фонд).

Максимальный срок доверительного управления акциями – 3 года с даты их зачисления на лицевой счет Фонда. По истечении этого срока акции, не переданные лицам, заявившим о своих правах на них, становятся собственностью Республики Крым или города федерального значения Севастополя в зависимости от места нахождения акционерного общества.

Указание № 4776-У устанавливает процедуру передачи акций в собственность Республики Крым или города Севастополя.

Фонд должен предоставить регистратору, который ведет реестр владельцев ценных бумаг соответствующего акционерного общества, распоряжение на списание акций с лицевого счета Фонда и их зачисление на лицевой счет Республики Крым или города Севастополя.

В течение 5 рабочих дней после поступления распоряжения Фонда регистратор должен списать акции с лицевого счета Фонда и зачислить их на лицевой счет, открытый на имя Республики Крым или города Севастополь. В случае отсутствия в реестре лицевого счета Республики Крым или города Севастополь, регистратор открывает такой счет без документов, которые обычно требуются для открытия лицевого счета субъекту Российской Федерации.

После зачисления акций на счет Республики Крым или города Севастополь и до предоставления регистратору документов, определенных его правилами ведения реестра, и оплаты услуг регистратора за открытие лицевого счета и зачисление акций (если оплата предусмотрена тарифами регистратора), регистратор должен заблокировать операции с зачисленными акциями.



ЗАКОНОПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Минюст России предлагает расширить перечень сведений о должнике, которые можно запрашивать у налоговых органов и банков

На федеральном портале нормативных правовых актов опубликован проект Федерального закона "О внесении изменений в статью 69 Федерального закона "Об исполнительном производстве" (далее – Законопроект).

Напомним, что в соответствии со статьей 69 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав вправе запрашивать сведения о счетах и имуществе должника у налоговых органов, банков и иных организаций.

Сведения у налоговых органов также вправе запросить взыскатель.

Законопроект предлагает дополнить сведения, которые судебный пристав или взыскатель могут запросить у налоговых органов, сведениями "о реквизитах корпоративного электронного средства платежа", используемого должником-организацией или индивидуальным предпринимателем.

Взыскатель сможет запрашивать сведения у налоговых органов, предъявив не только оригинал исполнительного листа, но и его нотариальную копию. Это позволит взыскателю продолжать поиск имущества и счетов должника даже в том случае, если взыскатель отдал оригинал исполнительного листа в службу судебных приставов или иную организацию.

Сведения, которые судебный пристав может запросить у банков и иных кредитных организаций, предлагается дополнить следующими сведениями:

сторонах и обязательствах по договору счета эскроу;
платежных документах по конкретным банковским операциям;
реквизитах электронного средства платежа, используемого должником, остатке электронных денежных средств и движении электронных денежных средств;
банковских сейфах должника, а также хранящихся в них ценностях (если ценности были помещены в сейф под контролем банка).