NRC-ROST

+7 (495) 989-76-50

ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ЗА ПЕРИОД С 8 ОКТЯБРЯ 2018 ГОДА ПО 21 ОКТЯБРЯ 2018 ГОДА

Новости Банка России

Оплата инвестиционных паев закрытых и биржевых паевых инвестиционных фондов теперь допускается любым имуществом.

Сняты некоторые ограничения по совершению сделок управляющими компаниями инвестиционных фондов, предназначенных для квалифицированных инвесторов.

20 октября 2018 года вступило в силу Указание Банка России от 29.08.2018 № 4885-У "О возможности передачи в доверительное управление закрытым паевым инвестиционным фондом и биржевым паевым инвестиционным фондом имущества (помимо денежных средств), предусмотренного инвестиционной декларацией, содержащейся в правилах доверительного управления соответствующим фондом, о случае, когда срок формирования закрытого паевого инвестиционного фонда не может превышать шесть месяцев, а также о случаях неприменения ограничений на заключение управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда или паевого инвестиционного фонда, акции (инвестиционные паи) которого предназначены для квалифицированных инвесторов, договоров займа и кредитных договоров, а также на совершение сделок по приобретению ценных бумаг, выпущенных (выданных) лицами, указанными в подпункте 8 пункта 1 статьи 40 Федерального закона от 29 ноября 2001 года N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах", либо долей в уставном капитале указанных лиц и выдачу поручений на заключение (совершение) таких договоров (сделок)" (далее – Указание).

Указание содержит два существенных нововведения.

1.            Разрешена оплата инвестиционных паев закрытых и биржевых паевых инвестиционных фондов любым имуществом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 29.11.2001 № 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" (далее – Закон об инвестиционных фондах) в доверительное управление закрытым паевым инвестиционным фондом (далее – закрытый ПИФ) и биржевым паевым инвестиционным фондом (далее – биржевой ПИФ) могут быть переданы денежные средства, а также иное имущество, предусмотренное инвестиционной декларацией, если возможность передачи такого имущества установлена нормативными актами Банка России.

До вступления в силу Указания в оплату инвестиционных паев закрытого ПИФ помимо денежных средств можно было передать только определенное имущество (ценные бумаги, денежные требования по обеспеченным ипотекой обязательствам из кредитных договоров, включая права залогодержателя по договорам об ипотеке, доли в уставном капитале ООО, недвижимость, художественные ценности)[1].

Указанием установлено, что в оплату инвестиционных закрытого или биржевого ПИФ помимо денежных средств может быть передано любое иное имущество, предусмотренное инвестиционной декларацией, если возможность передачи такого имущества установлена правилами доверительного управления соответствующим фондом.

Если инвестиционная декларация закрытого ПИФ предусматривает возможность оплаты его инвестиционных паев иным имуществом помимо денежных средств, то срок формирования закрытого ПИФ не может превышать шести месяцев.

2.            Расширены права управляющих компаний инвестиционных фондов, предназначенных для квалифицированных инвесторов, по совершению договоров займа (кредитных договоров) и приобретению ценных бумаг.

Статья 40 Закона об инвестиционных фондах устанавливает правило, что управляющая компания, которая действует в качестве доверительного управляющего активами акционерного или паевого инвестиционного фонда либо осуществляет функции единоличного исполнительного органа (ЕИ��) акционерного инвестиционного фонда, не вправе совершать (давать поручение на совершение):

-           договоров займа (кредитные договоры, договоры репо);

-           сделок по приобретению ценных бумаг, выпущенных участниками управляющей компании, ее дочерними и зависимыми обществами, а также иными лицами, указанными в законе, которые связаны с управляющей компанией или инвестиционным фондом.

Вместе с тем, Банк России вправе установить исключения из данного запрета, если акции или инвестиционные паи фонда предназначены для квалифицированных инвесторов.

Указание разрешает управляющим компаниям инвестиционных фондов, предназначенных для квалифицированных инвесторов, совершать следующие сделки, если возможность их совершения предусмотрена уставом акционерного инвестиционного фонда или правилами доверительного управления паевого инвестиционного фонда:

-           заключать договоры займа (кредитные договоры), по которым управляющая компания является кредитором;

-           передавать имущество, приобретаемое в состав активов инвестиционного фонда на заемные (кредитные) средства, в залог для обеспечения обязательств управляющей компании по договору займа (кредитному договору);

-           приобретать ценные бумаги, выпущенные участниками управляющей компании, ее дочерними и зависимыми обществами, а также иными лицами, которые связаны с управляющей компанией или инвестиционным фондом, и доли в уставном капитале таких лиц.

Также с 20 октября 2018 года не подлежат применению:

-           Приказ ФСФР России от 09.12.2008 № 08-56/пз-н "О передаче имущества в оплату инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда и сроках формирования закрытого паевого инвестиционного фонда";

-           Приказ ФСФР России от 12.05.2011 № 11-19/пз-н "О случаях неприменения ограничений на заключение договоров займа и кредитных договоров за счет активов инвестиционных фондов, акции или инвестиционные паи которых предназначены для квалифицированных инвесторов".

 

Разъяснены некоторые вопросы, касающиеся момента возникновения полномочий представителя владельцев облигаций.

На официальном сайте Банка России опубликовано информационное письмо от 10.10.2018 № ИН-06-28/65 "О представителе владельцев облигаций" (далее – письмо).

В соответствии с Федеральным законом от 22.04.1996 № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" представитель владельцев облигаций представляет интересы владельцев облигаций перед эмитентом, лицом, предоставившим обеспечение по облигациям эмитента, иными лицами, а также в органах государственной власти Российской Федерации (в том числе в судах), органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, на основании решения о выпуске облигаций без доверенности.

Общее собрание владельцев облигаций вправе в любое время избрать представителя владельцев облигаций, в том числе взамен ранее определенного эмитентом облигаций или взамен ранее избранного общим собранием владельцев облигаций. В случае определения эмитентом облигаций или избрания общим собранием владельцев облигаций нового представителя владельцев облигаций эмитент обязан внести соответствующие изменения в решение о выпуске облигаций.

В письме разъясняется, что момент возникновения полномочий моментом возникновения полномочий представителя владельцев облигаций у лица, избранного общим собранием владельцев облигаций или определенного решением эмитента в качестве представителя владельцев облигаций, является дата регистрации Банком России (утверждения биржей) изменений в решение о выпуске облигаций в части сведений о представителе владельцев облигаций.

При раскрытии сообщения о существенном факте Банк Росси рекомендует указывать моментом наступления существенного факта об определении эмитентом облигаций нового представителя не дату принятия решения об определении нового представителя (как это указано в пункте 64.3 Положения Банка России от 30.12.2014 № 454-П "О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг"), а дату регистрации Банком России (утверждения биржей) изменений в решение о выпуске облигаций в части сведений о представителе владельцев облигаций.

Также Банк России сообщает, что замена представителя, избранного общим собранием владельцев облигаций, возможна только путем избрания данным собранием нового представителя.

 

Новости законодательства

ФНС России разъяснила некоторые вопросы организаций финансового рынка о направлении отчетности об иностранных клиентах.

На сайте ФНС России в разделе "Предоставление финансовой информации об иностранных клиентах по стандарту ОЭСР" опубликованы ответы на часто задаваемые вопросы по применению положений главы 20.1 Налогового кодекса Российской Федерации и постанов��ения Правительства Российской Федерации от 16.06.2018 № 693[2] (далее – Разъяснения).

Напомним, что в 2017 году Налоговый кодекс РФ был дополнен положениями о международном автоматическом обмене информацией между российскими и иностранными налоговыми органами[3].

Для целей такого обмена организации финансового рынка РФ[4] (в том числе банки, брокеры, депозитарии, доверительные управляющие), должны предоставлять в ФНС России сведения о клиентах, их выгодоприобретателях и контролирующих лицах, в отношении которых выявлено, что они являются налоговыми резидентами иностранных государств (территорий).

Постановление Правительства РФ от 16.06.2018 № 693 устанавливает детальный порядок сбора и предоставления такой информации организациями финансового рынка[5].

В Разъяснениях, например, содержатся ответы на следующие вопросы.

Вопрос: Нужно ли в рамках Положения[6] представлять информацию в ФНС России о каждом случае выявления иностранного налогоплательщика в течение отчетного периода?

Ответ: Отчетность в рамках международного автоматического обмена финансовой информацией необходимо представлять единожды по итогам каждого соответствующего отчетного периода с учетом правил, установленных Положением. Представлять информацию по каждому случаю выявления иностранного налогоплательщика в течение отчетного периода для целей Положения не требуется.

Вопрос: Требуется ли представлять информацию в отношении лиц, являющихся налоговыми резидентами государств (территорий), не подписавших многостороннее Соглашение компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией?

Ответ: Положения Налогового кодекса Российской Федерации не ограничивают перечень государств (территорий), налоговые резиденты которых подлежат отчетности в рамках международного автоматического обмена финансовой информацией. Организации финансового рынка обязаны собирать и направлять в ФНС России информацию в отношении всех клиентов (выгодоприобретателей и (или) лиц, прямо или косвенно их контролирующих), которые не являются только российскими налоговыми резидентами.

 

Управляющим компаниям разрешили в некоторых случаях не раскрывать информацию о своих акционерах.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.10.2018 № 1201 "Об информации, не подлежащей раскрытию управляющей компанией, определенной в соответствии с Федеральным законом "Об инвестиционных фондах" (далее – Постановление) установлено, что если в отношении акционеров и контролирующих лиц управляющей компании, осуществляющей управление активами акционерного инвестиционного фонда, паевым инвестиционным фондом (УК), действуют иностранные меры ограничительного характера (далее – иностранные санкции), то УК вправе принять решение не раскрывать неограниченному кругу лиц или раскрывать в ограниченном объеме информацию о своих акционерах и контролирующих лицах.

УК, которые приняли решение не раскрывать или ограничить объем раскрываемой информации, должны уведомить о принятом решении Банк России.

Постановление вступило в силу 17 октября 2018 года.

 

Законопроектная деятельность

Минэкономразвития России подготовило проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" (в части отмены избыточных требований к содержанию устава акционерного общества)" (далее – Законопроект).

Законопроектом предлагается исключить из пункта 3 статьи 11 и пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" положения, согласно которым устав акционерного общества должен содержать сведения о правах акционеров – владельцев акций каждой категории (типа), заменив требованием к наличию в уставе акционерного общества сведений о правах акционеров – владельцев привилегированных акций каждого типа.

С текстом Законопроекта можно ознакомиться здесь .

 

________________________



[1] Пункт 1 Приказа ФСФР России от 09.12.2008 № 08-56/пз-н "О передаче имущества в оплату инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда и сроках формирования закрытого паевого инвестиционного фонда".

[3] См. Федеральный закон от 27.11.2017 № 340-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с реализацией международного автоматического обмена информацией и документацией по международным группам компаний" сообщалось в Обзоре изменений законодательства с 27 ноября 2017 года по 8 декабря 2017 года.

[4] Полный перечень организаций финансового рынка см. в статье 142.1 НК РФ.

[5] О Постановлении № 693 сообщалось в Обзоре изменений законодательства с 6 августа 2018 года по 27 августа 2018 года.

[6] Положение об осуществлении запроса организацией финансового рынка у своих клиентов информации о таких клиентах, выгодоприобретателях и (или) лицах, прямо или косвенно их контролирующих, ее обработки, в том числе документальной фиксации, и анализа, о принятии, в том числе документальной фиксации, обоснованных и доступных в сложившихся обстоятельствах мер по установлению налогового резидентства клиентов, выгодоприобретателей и лиц, прямо или косвенно их контролирующих, включая проверку достоверности и полноты представленной клиентом информации, а также о составе, об условиях, о порядке и сроках представления указанной информации в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, утвержденное Постановление № 693.