ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ЗА ПЕРИОД
С 6 НОЯБРЯ 2018 ГОДА ПО 2 ДЕКАБРЯ 2018 ГОДА
Судебная реформа
Принят закон о реформе гражданского и административного судопроизводства.
Принят Федеральный закон от 28.11.2018 № 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон о процессуальной реформе, Закон).
Закон вносит многочисленные изменения Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Кодекс административного судопроизводства РФ[1] и другие федеральные законы, регулирующие гражданское и административное судопроизводстве в судах общей юрисдикции и арбитражных судах.
Закон вступит в силу "со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции", который определяется в соответствии с Федеральным конституционным законом от 29 июля 2018 года № 1-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" …"[2]. Предположительно, это произойдет не позднее 1 октября 2019 года.
В итоговой редакции Закона не реализовано предложение Верховного Суда РФ, которое содержалось в первоначальном проекте, – отказ от составления мотивировочной части решения суда по многим категориям дел.
Наиболее радикальное изменение, которое содержится в итоговой редакции Закона, – это ограничение права лиц, которые не являются профессиональными юристами, быть представителями по гражданским и административным делам (см. пункт 1 настоящего раздела).
Остальные изменения в основном направлены на то, чтобы устранить ненужные различия в судопроизводстве между арбитражными судами и судами общей юрисдикции и уменьшить нагрузку на суды, избавив их от "лишних" (по мнению законодателя) действий.
Основные изменения, предусмотренные Законом о процессуальной реформе:
1. Лицам,которые не имеют высшего юридического образования, запрещается быть представителями в суде, кроме некоторых исключений.
По общему правилу, представлять в суде других лиц смогут только адвокаты и "иные оказывающие юридическую помощь лица, имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности".
Если представитель не является адвокатом, то он, помимо доверенности, будет обязан предъявить суду документы, подтверждающие наличие высшего юридического образования либо ученой степени.
Исключением являются дела, рассматриваемые в соответствии с ГПК РФ мировыми судьями и районными судами. По таким делам по-прежнему будут допускаться представители,которые не являются профессиональными юристами.
Также исключения предусмотрены для следующих лиц, которые могут быть представителями в суде любого уровня, не имея высшего юридического образования и ученой степени:
- законные представители (опекуны, родители,попечители);
- руководители ("органы") юридических лиц, которые действуют в силу полномочий, предоставленных им законодательством либо учредительными документами (генеральный директор, руководитель ликвидационной комиссии и т.д.);
- патентные поверен��ые по спорам, связанным с правовой охраной интеллектуальной собственности;
- арбитражные управляющие при исполнении возложенных на них обязанностей в деле о банкротстве;
- иные лица, прямо указанные в процессуальном кодексе или ином федеральном законе.
2. Арбитражные суды, которые приняли к производству дело, подлежащее рассмотрению судом общей юрисдикции (и наоборот), будет передавать дело на рассмотрение компетентного суда.
Напомним,что сейчас в такой ситуации производство по делу прекращается, и истец(заявитель) вынужден сам заново формировать комплект документов и подавать его в компетентный суд.
3. Отдельное регулирование порядка распределения судебных издержек для третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования.
Поправки, внесенные Законом о процессуальной реформе, предусматривают, что:
- судебные издержки, понесенные третьими лицами,не заявляющими самостоятельных требований, возмещаются им, если данные лица "участвовали в деле на стороне, в пользу которой принят судебный акт" и "их фактическое поведение как участников судебного процесса способствовало принятию данного судебного акта";
- если третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, обжаловало судебный акт и его жалоба не была удовлетворена, то с данного лица взыскиваются судебные издержки, понесенные другими участниками дела в связи с рассмотрением жалобы.
В КАС РФ будут установлены такие же правила для заинтересованных лиц[3].
4. При подаче иска или заявления о выдаче судебного приказа надо будет указывать больше идентифицирующих сведений о гражданине - ответчике или должнике.
В исковом заявлении и заявлении о выдаче судебного приказа надо будет указывать не только ФИО и место жительства гражданина – ответчика (должника), но также один из идентификаторов (СНИЛС, ИНН, серия и номер документа, удостоверяющего личность, ОГРН индивидуального предпринимателя, серия и номер водительского удостоверения, серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства).
В ГПК РФ предусмотрено исключение: если истцом (взыскателем) тоже является гражданин,то идентификаторы гражданина – ответчика (должника) указываются, "если они известны".
В административных исковых заявлениях (КАС РФ) указывать идентификаторы не требуется, однако их надо будет указать в заявлении о выдаче исполнительного листа по административным делам, если должником является гражданин (см. пункт 13).
Требование сообщить суду один из идентификаторов гражданина – ответчика (должника)объясняется тем, что в соответствии с Федеральным законом "Об исполнительном производстве" идентификатор гражданина – должника надо будет указывать в исполнительных документах, в том числе в выдаваемых судами исполнительных листах.
5. Увеличиваются сроки рассмотрения дел в арбитражных судах первой инстанции.
Общий срок для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции будет увеличен с 3 до 6 месяцев, с возможностью его дополнительного продления председателем суда до 9 месяцев.
6. Увеличиваются суммы денежных средств, которые могут взыскиваться через арбитражный суд в порядке упрощенного производства.
Если ответчиком является юридическое лицо, то в порядке упрощенного производства будут рассматриваться иски о взыскании до 800 тыс. руб., если индивидуальный предприниматель – до 400 тыс. руб. (сейчас – 500 тыс. и 250 тыс. руб.соответственно).
7. Уточняется подсудность корпоративных споров в отношении некоммерческих организаций.
Закон о процессуальной реформе предусматривает, что дела по корпоративным спорам в отношении некоммерческих организаций подсудны судам общей юрисдикции.
Исключением являются корпоративные споры в отношении некоммерческих организаций, которые являются объединениями коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей. Такие корпоративные споры остаются подсудными арбитражным судам.
8. В процессуальные сроки, исчисляемые днями в ГПК РФ и КАС РФ, будут включаться только рабочие дни.
В настоящее время такое правило прямо предусмотрено только в АПК РФ.
9. Заявители, обращающиеся в суд общей юрисдикции по гражданским делам, будут самостоятельно рассылать копии исковых заявлений и апелляционных жалоб другим участникам дела.
Сейчас в ГПК РФ предусмотрено, что при подаче искового заявления или апелляционной жалобы заявитель должен приложить копии этих документов по количеству других участников дела, и суд рассылает эти копии другим участникам дела.
В соответствии с Законом о процессуальной реформе, истцы и заявители апелляционных жалоб буду�� должны сами разослать или вручить копии другим участникам дела и приложить доказательства такой рассылки (вручения) к апелляционной жалобе, подаваемой в суд.
Для кассационных жалоб в ГПК РФ сохраняется прежний порядок: заявитель кассационной жалобы подает ее в суд вместе с копиями по количеству других участников дела.
10. ГПК РФ дополняется новой "Главой 14.1. Примирительные процедуры. Мировое соглашение".
В основном данная глава регулирует порядок заключения мирового соглашения,которое возможно на любой стадии судебного разбирательства, а также при исполнении судебного акта.
11. Суды общей юрисдикции смогут рассматривать больше вопросов, связанных с уже принятым решением, без вызова сторон.
По гражданским делам суды общей юрисдикции смогут рассматривать без вызова сторон вопросы исправления описок, опечаток и арифметических ошибок в принятом решении, ходатайства о разъяснении решения, изменении сроков, способов и порядка его исполнения, а также индексации присужденных денежных сумм.
Соответствующие ходатайства будут рассматриваться, по общему правилу, без проведения заседания и вызова участников дела. Суд вправе (но не обязан) вызвать участников дела в судебное заседание для рассмотрения данных вопросов
По административным делам суд общей юрисдикции будет вправе рассматривать без вызова сторон только вопросы об исправлении описок, опечаток и ошибок в принятом решении. Вопросы разъяснения, изменения сроков, порядка и способа исполнения принятого решения по административному делу по-прежнему будут рассматриваться в судебном заседании с извещением участников дела.
12. Апелляционный суд общей юрисдикции будет вправе приостановить исполнение судебного акта, на который подана апелляционная жалоба.
Сейчас право приостановить исполнение судебного акта, на который подана апелляционная жалоба, по ходатайству участника дела предусмотрено только для арбитражных апелляционных судов.
Поправки в ГПК РФ наделяют таким же правом апелляционные суды общей юрисдикции.
Данное нововведение будет актуально для случаев, когда судебный акт, принятый судом первой инстанции, подлежит немедленному исполнению.
13. По общему правилу, исполнительный лист будет выдаваться судом только по заявлению взыскателя.
Суд будет выдавать исполнительный лист только по заявлению взыскателя, а не "автоматически", в силу самого факта вступления судебного акта в законную силу или его обращения кнемедленному исполнению, как это происходят сейчас. При отсутствии заявления взыскателя исполнительный лист выдаваться не будет.
Данный порядок будет действовать как в арбитражных судах, так и в судах общей юрисдикции при рассмотрении гражданских и административных дел.
Предусмотрено исключение: для направления исполнительного листа на взыскание денежных средств в доход бюджета ходатайство взыскателя не требуется
14. Глава 41 ГПК РФ "Производство в суде кассационной инстанции" будет действовать в новой редакции.
Данные изменения объясняются тем, что в системе судов общей юрисдикции будут созданы отдельные кассационные суды, которые будут рассматривать кассационные жалобы на вступившие в силу судебные акты судов первой и апелляционной инстанций.
Отдельно будет регулироваться порядок рассмотрения кассационных жалоб в Верховном Суде РФ, куда можно обратиться с кассационной жалобой, если исчерпаны иные способы обжалования судебного акта.
15. КАС РФ дополняется новыми главами, которые регулируют производство по делам о признании информации запрещенной или экстремистской:
- Глава 27.1. "Производство по административным делам о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено", в соответствии с которой в районный суд с соответствующими административным иском вправе будет обратиться прокурор и иные лица, которым предоставлено такое право законом об информации, информационных технологиях и о защите информации;
- Глава 27.2. "Производство по административным делам о признании информационных материалов экстремистскими".
Новости законодательства
Принят пакет поправок в Налоговый кодекс РФ, который в том числе уточняет правила налогообложения дивидендов и прочих доходов от участия в юридических лицах.
Принят Федеральный закон от 27.11.2018 № 424-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее – Закон №424-ФЗ).
Закон№ 424-ФЗ вступает в силу со дня его официального опубликования, т.е. 27 ноября 2018 г., за исключением положений, для которых прямо установлены иные сроки.
Фактически большинство положений Закона № 424-ФЗ вступают в силу либо с 27 декабря 2018 г., либо с 1 января 2019 г., когда начинается следующий налоговый период.
Закон № 424-ФЗ содержит пакет поправок в Налоговый кодекс РФ (далее – НК РФ), которые касаются как общих правил налогообложения, так и конкретных налогов (НДС, НДФЛ, налог на прибыль организаций и др.)
Среди изменений, внесенных в первую часть НКРФ, отметим следующие.
В соответствии с новой редакцией пункта 3 статьи 75 НК РФ сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки. Данное положение применяется к недоимкам, образовавшимся после 27 ноября 2018 г.
Налоговым резидентам РФ (как физическим, так и юридическим лицам), которые имеют долю участия в какой-либо иностранной компании и могут быть признаны ее контролирующим лицом, также следует обратить внимание на новую редакцию пункта 2 статьи 25.14 НК РФ (изменения подчеркнуты):
"Если иное не предусмотрено настоящей статьей, уведомление о контролируемых иностранных компаниях представляется в срок не позднее 20 марта года,следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли контролируемой иностранной компании … либо который следует за годом, по итогам которого определен убыток контролируемой иностранной компании".
Таким образом, если раньше отсутствие прибыли в контролируемой иностранной компании могло быть формальным основанием, чтобы не уведомлять о ней российские налоговые органы, то начиная с 2019 года уведомление должно направляться в любом случае, независимо от финансового результата от деятельности контролируемой иностранной компании за 2018 год.
Среди изменений, внесенных во вторую часть НКРФ, отметим некоторые изменения, связанные с налогообложением дивидендов и других доходов от участия в юридических лицах.
1. Для целей НДФЛ к дивидендам приравнивается "доход в виде превышения суммы денежных средств, стоимости иного имущества (имущественных прав), которые получены акционером (участником) российской организации при выходе (выбытии) из организации либо при распределении имущества ликвидируемой организации между ее акционерами (участниками), над расходами соответствующего акционера (участника)на приобретение акций (долей, паев) ликвидируемой организации" (подпункт 1 пункта 1 статьи 208 НК РФ в новой редакции).
Аналогичное по своей сути правило предусмотрено также для налога на прибыль организаций(пункт 1 части второй статьи 250 НК РФ).
Как следствие, к таким доходам применяются положения НК РФ о налогообложении дивидендов, если иное не предусмотрено конкретными статьями НК РФ.
В том числе к доходам, полученным при выходе (выбытии) из организации либо при распределении имущества ликвидируемой организации, применяется нулевая ставка налога на прибыль, если выполнены условия, предусмотренные подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 НК РФ. При этом условие о 365 календарных днях непрерывного владения налогоплательщиком не менее чем 50-процентной долей в уставном капитале организации, выплачивающей дивиденды, должно быть соблюдено на "день принятия решения о выходе из организации или ликвидации организации соответственно".
2. Расширяется применение налоговой льготы, в соответствии с которой доходы от реализации (погашения) акций и долей участия в уставном капитале[4] не подлежат налогообложению, если на дату реализации (погашения) такие акции (доли) непрерывно принадлежали налогоплательщику более пяти лет (пункт 17.2 статьи 217, пункт 4.1. статьи 284, статья 284.2 НК).
Ранее данная льгота применялась только в отношении ценных бумаг и долей,приобретенных начиная с 1 января 2011 г.
После вступления в силу Закона №424-ФЗ данная льгота применяется в том числе к ценным бумагам и долям, приобретенным в любой период (в том числе до 1 января 2011 г.), при условии, что они были реализованы не ранее 27 ноября 2018 г. и на дату реализации налогоплательщик непрерывно владел ими не менее пяти лет.
3. Вводится новая льгота по налогу на прибыль организаций.
С 1 января 2019 г. при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются "доходы в виде денежных средств, полученных организацией безвозмездно от хозяйственного общества или товарищества, акционером (участником) которых такая организация является, в пределах суммы ее вклада(вкладов) в имущество в виде денежных средств, ранее полученных хозяйственным обществом или товариществом от такой организации" (новый подпункт 11.1 пункта 1 статьи 251 НК РФ).
Данная льгота позволяет освободить от налога на прибыль денежные средства,возвращаемые акционеру (участнику), которые тот ранее предоставил хозяйственному обществу (товариществу) в качестве материальной помощи, а не в качестве оплаты доли в уставном капитале.
При этом не имеет значения, какая доля в уставном капитале хозяйственного общества(товарищества) принадлежит такому акционеру (участнику).
Данная льгота применяется и в том случае, если акционером (участником) является иностранная организация, не имеющая постоянного представительства в РФ. Денежные средства,получаемые такой иностранной организацией в соответствии с подпунктом 11.1 пункта 1 статьи 251 НК РФ, не будут облагаться налогом у источника выплаты(пункт 2.3. статьи 309 НК РФ).
4. Определено, как в целях налога на прибыль определять убыток от финансовых вложений в организацию, которая ликвидирована или из которой налогоплательщик вышел.
В состав вне реализационных расходов включается "убыток, возникающий у налогоплательщика - участника (пайщика) организации при ее ликвидации (в том числе в результате применения процедуры банкротства), выходе (выбытии) из организации и определяемый на дату ликвидации организации, выхода (выбытия) из организации как отрицательная разница между доходами в виде рыночной цены получаемого указанным участником (пайщиком) имущества (имущественных прав) и фактически оплаченной (вне зависимости от формы оплаты) налогоплательщиком –участником (пайщиком) этой организации стоимости доли (пая)" (подпункт 8 пункта 2 статьи 265 НК РФ).
Отдельное правило установлено для акций и облигаций:
"Убыток в виде отрицательной разницы между рыночной ценой получаемого имущества(имущественных прав) и фактически понесенными затратами на при обретение эмиссионных ценных бумаг (акций и облигаций), организация-эмитент которых была ликвидирована (в том числе в результате применения процедуры банкротства),учитывается в полном объеме на дату ликвидации организации-эмитента в соответствующей налоговой базе в зависимости от категории таких ценных бумаг"(абзац первый пункта 25 статьи 280 в новой редакции).
С 2020 года будет создан государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности, доступ к которому получат все "заинтересованные лица".
Приняты федеральные законы, которые модернизируют порядок составления и сдачи бухгалтерской (финансовой) отчетности:
- Федеральный закон от 28.11.2018 № 444-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон"О бухгалтерском учете";
- Федеральный закон от 28.11.2018 № 447-ФЗ "О внесении изменений в статью 23 части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Изменения в Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"(далее – Закон о буху чете) предусматривают создание государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее – Госресурс), который будет формировать и вести Федеральная налоговая служба.
В целях формирования Госресурса экономические субъекты, обязанные составлять бухгалтерскую отчетность, должны предоставлять обязательный экземпляр годовой бухгалтерской отчетности (далее – обязательный экземпляр отчетности) в налоговый орган.
Обязательный экземпляр отчетности представляется в виде электронного документа по телекоммуникационным каналам связи не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода.
Если годовая бухгалтерская отчетность подлежит обязательному аудиту, то аудиторское заключение также предоставляется в виде электронного документа вместе с обязательным экземпляром отчетности либо после составления аудиторского заключения, но в любом случае не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.
От предоставления обязательного экземпляра отчетности освобождаются:
1) организации государственного сектора;
2)Центральный банк РФ (Банк России);
3)религиозные организации;
4) организации,представляющие бухгалтерскую отчетность в Банк России;
5)организации, годовая бухгалтерская отчетность которых содержит государственную тайну;
6)организации в случаях, установленных Правительством РФ.
Организации,указанные в пунктах 5) и 6) перечня выше, по-прежнему будут обязаны представлять годовую бухгалтерскую отчетность в органы государственной статистики по месту своего нахождения.
Все остальные экономические субъекты освобождаются от обязанности представлять годовую бухгалтерскую отчетность в органы государственной статистики.
Если организация представляет бухгалтерскую (финансовую) отчетность в Банк России,то Банк России будет сам передавать эту отчетность в Госресурс.
Сведения, содержащиеся в Госресурсе, будет предоставляться заинтересованным лицам заплату, а государственным, муниципальным органам и Банку России – бесплатно.
Основные изменения в Закон о бухучете вступят в силу с 1 января 2020 г. и впервые будут применяться при сдаче годовой бухгалтерской отчетности за 2019 год.
В качестве переходного положения, субъекты малого предпринимательства будут вправе предоставить обязательный экземпляр отчетности за 2019 год по своему выбору на бумажном носителе или в виде электронного документа.
Изменения в статью 23 Налогового кодекса РФ уточняют обязанность налогоплательщиков по представлению годовой бухгалтерской отчетности в налоговые органы по месту своего нахождения, в соответствии с указанными выше изменениями в Закон о бухучете.
В частности, организации, которые представляют годовую бухгалтерскую отчетность в Банк России, освобождаются от обязанности представлять эту же отчетность в налоговые органы.
Изменения в статью 23 Налогового кодекса РФ также вступят в силу с 1 января 2020 г.
Правительство РФ разрешило кредитным организациям, которые стали объектом иностранных санкций, ограничить раскрытие информации.
Разрешение ограничить раскрытие информации содержится в Постановлениях Правительства РФ от 23.11.2018 №№ 1403 – 1405:
- кредитным организациям разрешается не раскрывать неограниченному кругу лиц или раскрывать в ограниченном объеме информацию, подлежащую раскрытию в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности";
- банкам – участникам системы страхования вкладов и небанковским кредитным организациям разрешается не раскрывать неограниченному кругу лиц или раскрывать в ограниченном объеме информацию о лицах, под контролем либо значительным влиянием которых находится банк или небанковская кредитная организация.
Такие организации вправе принять решение об ограничении раскрытия информации, если в отношении них самих либо лиц, сведения о которых содержатся в раскрываемой информации, введены иностранные санкции. Они должны проинформировать о принятом решении Банк России и продолжать раскрывать информацию в полном объеме самому Банку России.
Постановления Правительства РФ от 23.11.2018 №№ 1403 – 1405 вступают в силу 5 декабря 2018 года.
Заработал "контроль входящих документов", поступающих в налоговые органы для внесения записей в единые государственные реестры юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
ФНС России извещает, что любое лицо вправе разместить на официальном сайте ФНС России в сети "Интернет" запрос о направлении по адресу электронной почты, указанному в этом запросе, информации о документах, поступающих в регистрирующих орган в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя, указанного в запросе.
На основании такого запроса регистрирующий орган направляет информацию о документах, поступивших в отношении интересующего лица, не позднее рабочего дня, следующего за днем получения документов.
Информация будет доступна только в отношении документов, поступивших после размещения запроса.
Право любого лица разместить такой запрос на сайте ФНС России предусмотрено абзацем пятым пункта 3 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", вступившим в силу с 1 октября 2018 г.
По сути, такой запрос предоставляет возможность "контроля входящих документов", представляемых в налоговые органы для внесения записей в единые государственные реестры в отношении любого юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Минфин России разъяснил порядок возможности применения льготного порядка налогообложения от продажи криптовалюты.
Минфин России на вопрос об освобождении от налогообложения доходов при продаже криптовалюты физическими лицами в письме от 08.11.2018№ 03-04-01/80764 разъяснил следующее.
В соответствии с абзацем третьим пункта 17.1 статьи 217 НК РФ доходы, получаемые физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, от продажи иного имущества (не относящегося к имуществу, перечисленному в абзаце втором указанного пункта), находившегося в собственности налогоплательщика три года и более, освобождаются от налогообложения
Однако, по мнению Минфина России, эта льгота не может применяться при продаже криптовалюты, так как правовой статус криптовалюты как особого вида имущества не установлен законодательством Российской Федерации.
Подпункт 1 пункта 2 статьи НК РФ о получении имущественного налогового вычета в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, в сумме не более 250 000 руб. к купле-продаже криптовалюты тоже неприменим.
Минфин России в письме от 19.11.2018 № 03-08-05/83170 разъяснил порядок оформления документов, подтверждающих статус налогового резидента иностранного государства, в целях применения международных договоров по вопросам налогообложения.
Напомним, в соответствии с пунктом 1 статьи 312 НК РФ при применении положений международных договоров РФ иностранная организация, имеющая фактическое право на получение дохода, в том числе должна предоставить налоговому агенту, выплачивающему такой доход, подтверждение того,что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор по вопросам налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. В случае если такое подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту представляется также перевод на русский язык.
Невыполнение указанного требования создает риск, что налоговый агент откажется применить пониженную ставку налога на прибыль или иные льготы, предусмотренные соответствующим международным договором, при исчислении и удержании налога на прибыль из суммы дохода, который он выплачивает иностранной организации.
На практике возникают вопросы, как именно должен быть оформлен документ, выданный компетентным органом иностранного государства и подтверждающий постоянное местонахождение иностранной организации – получателя дохода, в частности:
- должен ли такой подтверждающий документ иметь апостиль;
- должен ли перевод такого документа на русский язык быть оформлен нотариально.
Минфин России пришел к выводу,что сложившаяся практика позволяет "принимать документы, подтверждающие статус налогового резидента иностранного государства, без проставления апостиля".
В связи с этим Минфин России разъяснил, что "наличие оригинала документа, подтверждающего статус налогового резидента иностранной организации, выданного компетентным органом соответствующего государства, является достаточным подтверждением того,что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в иностранном государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор по вопросам налогообложения, даже в том случае, когда такой договор не содержит положений, регулирующих вопросы апостилирования и легализации документов,подтверждающих статус налогового резидентства".
Также Минфин России разъяснил, что статья 312 НК РФ не требует нотариального заверения перевода указанного документа.
Новости Банка России
Банк России рекомендовал поднадзорным организациям для взаимодействия с физическими лицами привлекать в качестве посредников также поднадзорные ему организации.
Банк России информационным письмом от 28.11.2018 ИН-01-59/69 о продаже финансовых продуктов рекомендовал некредитным финансовым организациям (НКО) и кредитным организациям привлекать в качестве посредников при продаже финансовых продуктов физическим лицам только другие НКО либо кредитные организации, за исключением случаев, когда возможность привлечения иных посредников прямо предусмотрена нормативными актами или базовыми стандартами саморегулируемой организацией в сфере финансового рынка.
Банк России также рекомендовал:
- для саморегулируемых организаций – разработать типовые сценарии взаимодействия с физическими лицами в отношении каждого вида финансовых продуктов;
- для НКО – использовать типовые сценарии продаж, разработанные саморегулируемыми организациями, и согласовывать свои сценарии продаж с саморегулируемыми организациями в индивидуальном порядке.
Новости жилищного законодательства
Принимать решения о передаче совету многоквартирного дома полномочий на текущий ремонт будет проще.
Принят Федеральный закон от 28.11.2018 № 435-ФЗ "О внесении изменений в статью 46 Жилищного кодекса Российской Федерации"[5].
Данный закон изменяет порядок принятия решения на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу, предусмотренному подпунктом 4.2 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса РФ, а именно: "принятие решения о наделении совета многоквартирного дома полномочиями на принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме".
Если раньше для принятия такого решения были необходимы 2/3 голосов от общего числа собственников помещений в доме, то после вступления изменений в силу – достаточно 50 % + 1 голос от общего числа голосов собственников помещений в доме.
Таким образом, принимать такие решения будет проще.
Федеральный закон вступает в силу 9 декабря 2018 года.
_____________________
[1] Далее эти кодексы соответственно именуются ГПК РФ, АПК РФ и КАС РФ.
[2] Полное наименование:Федеральный конституционный закон от 29 июля 2018 года № 1-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции».
[3] По сути это те же третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования, - участники дела, не являющиеся его сторонами, права и обязанности которых могут быть затронуты при рассмотрении административного дела.
[4] Для налогоплательщиков – физических лиц эта льгота применяется только при реализации (погашении) акций и долей российских организаций, а для юридических лиц – российских организаций и с 1 января 2019 г. иностранных организаций.
[5] О законопроекте №334883-7 "О внесении изменений в статью 46 Жилищного кодекса Российской Федерации" сообщалось в Обзоре изменений законодательства за период с 04 июня 2018 года по 22 июля 2018 года.