NRC-ROST
EN

+7 (495) 989-76-50

Мониторинг законодательства и судебной практики №48 (6 августа 2018 - 27 августа 2018)

О СУБЪЕКТАХ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА  

С 1 декабря 2018 годаизменяется порядок предоставления сведений об акционерных обществах для включения их в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.

3 августа 2018 года опубликован Федеральный закон от 03.08.2018 № 313-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

Напомним, что Федеральный закон от 24.07.2007г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» (далее– Закон о развитии МСП) предусматривает, что акционерные общества включаются в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – реестр МСП), если они соответствуют определенным требованиям, в том числе – поструктуре акционеров.

Регистраторы один раз в год, не позднее 5июля, предоставляют в ФНС России перечень акционерных обществ, реестры акционеров которых они ведут и структуру акционеров, которая соответствует Закону о развитии МСП.

Если регистратор не предоставил в ФНС России сведения об акционерном обществе, то такое общество не включается в реестр МСП.

Федеральный закон от 03.08.2018г. № 313-ФЗ (далее – Закон № 313-ФЗ) вносит в Закон о развитии МСП несколько существенныхизменений, которые касаются акционерных обществ.

Эти изменения вступят в силу с 1 декабря 2018г. и впервые будут применены при направлении регистраторами в ФНС России перечня акционерных обществ в июле 2019г.

1.        Ограничение процента голосующих акций, которые могут принадлежать юридическим лицам, не являющимся субъектами МСП, и (или) иностранным юридическим лицам, неприменяется, если иностранное юридическое лицо соответствует требованиям Законао МСП к доходам от предпринимательской деятельности и среднесписочнойчисленности работников.

Закон о развитии МСП устанавливает требования к структуре акционеров, которым должно соответствовать акционерное общество, чтобы претендовать на включение в реестр МСП, а именно:

- Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) владеют суммарно не более чем25% голосующих акций;

- Иностранные юридические лица и (или) юридические лица, не являющиеся субъектами МСП, владеют суммарно не более чем 49 % голосующих акций.

Закон № 313-ФЗ уточняет, что ограничение суммарной доли участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, неявляющихся субъектами МСП, не распространяется на иностранных юридических лиц, у которых доход от предпринимательской деятельности и среднесписочная численность работников не превышает значений, установленных Законом о МСП[1].

Однако остается открытым вопрос, каким образом регистраторы должны получить информацию о доходах и численности работников акционеров – иностранных юридических лиц, чтобы определить, соответствует акционерное общество, в котором есть доля участия иностранных юридических лиц, требованиям Закона о развитии МСП или нет.

2.     Регистраторы будут анализировать структуру акционеров общества исключительно на основаниисписка лиц, имеющих право на участие в годовом общем собрании акционеров (ГОСА).

В настоящее время Закон о развитии МСП предусматривает, что регистраторы формируют и направляют в ФНС России перечень акционерных обществ, структура акционеров которых соответствует Закону о развитии МСП, на основании «имеющихся» у них сведений по состоянию на 1 июля текущего года.

Закон № 313-ФЗ уточняет, что регистраторы формируют и направляют такой перечень «на основании … данных, содержащихся всписках лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров соответствующего акционерного общества, проведенном в текущем календарном году».

Следовательно, если акционерное общество не обратилось к регистратору за получением списка лиц, имеющих право на участие в ГОСА, и не провело ГОСА до 5 июля текущего года, то регистратор не направит сведения о таком обществе в ФНС России и общество не будет включено в реестр субъектов МСП.

3.     Регистраторы будут направлять в ФНС России сведения об акционерном обществе, структура акционеров которого соответствует Закону о развитии МСП, только в том случае, если акционерное общество было создано до 1 декабря предшествующего года.

Например, если акционерное общество будет создано в декабре 2018г., то сведения о нем впервые могут быть направлены в ФНС России для включения в реестр субъектов МСП только в июле 2020г.

4.           ФНС России не позднее 10 декабря 2018г. должна внести в реестр МСП сведения обакционерных обществах с единственным акционером, созданных в период с 1 декабря 2017г. по 1 декабря 2018г.

Такие АО будут внесены в реестр МСП безполучения сведений от регистраторов и независимо от размера дохода от предпринимательской деятельности и среднесписочной численности работников АО.

Единственное требование Закона о МСП, которому должно соответствовать АО с единственным акционером, созданное в период с 1 декабря 2017г. по 1 декабря 2018г., - это структура акционеров (т.е. единственным акционером такого АО не должна быть РФ, субъект РФ, юридическое лицо, которое само не является субъектом МСП, и т.д.).

О МЕЖДУНАРОДНЫХ КОМПАНИЯХ

Принят пакет федеральных законов, который позволит иностранным компаниям перерегистрироваться в качестве российских юридических лиц с особым статусом в Приморском крае или Калининградской области:

- Федеральный закон от 03.08.2018 № 290-ФЗ "О международных компаниях" (далее– Закон о международных компаниях);

- Федеральный закон от 03.08.2018 № 291-ФЗ "О специальных административных районах натерриториях Калининградской области и Приморского края";

- Федеральные законы от 03.08.2018г. №№ 292-ФЗ,293-ФЗ и 294-ФЗ, которые вносят сопутствующие изменения в Гражданский и Налоговый кодексы РФ, а также Федеральный закон «О валютном регулировании ивалютном контроле».

Большинство положений этих законов вступило в силу с 3 августа 2018г.

    Государственная регистрация международной компании в РФ.

Закон о международных компаниях предусматривает порядок «перехода» иностранного юридического лица в российскую юрисдикцию путем его государственной регистрации в качестве российского юридического лица с особым статусом «международной компании».

Международная компания может быть зарегистрирована, если ее место нахождения будет расположено на территории специального административного района, которым является остров Русский в Приморском крае или остров Октябрьский в Калининградской области.

Международной компанией может стать иностранное юридическое лицо, которое является «коммерческой корпоративной организацией» и соответствует следующим условиям:

- через подконтрольных лиц или обособленные подразделения ведет предпринимательскую деятельность на территории нескольких государств, в том числе на территории РФ;

- подало заявку на заключение «договора обосуществлении деятельности в качестве участника специального административного района»;

- приняло на себя обязательства инвестировать на территории РФ не менее 50 млн. руб.;

- зарегистрировано (создано) в государстве, которое является членом или наблюдателем Группы разработки финансовых мерборьбы с отмыванием денег (ФАТФ) и (или) членом Комитета экспертов Совета Европы по оценке мер противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (Манивэл).

Международная компания может быть зарегистрирована в форме ООО, либо публичного или непубличного АО.

Порядок перехода иностранного юридического лица в российскую юрисдикцию и регистрации международной компании состоит изследующих этапов.

Органы управления иностранного юридического лица принимают решение об изменении его личного закона (т.е. решение о переходев российскую юрисдикцию).

Иностранное юридическое лицо подает в управляющую компанию специального административного района (далее – управляющая компания)[2] комплект документов, необходимый для государственной регистрации международной компании.

Если международная компания создается в форме ООО, то управляющая компания, при отсутствии замечаний к документам, сразу направляет их в налоговые органы для государственной регистрации международной компании как юридического лица.

Если международная компания создается в форме АО, то вместе с документами для ее государственной регистрации как юридического лица в управляющую компанию подаются документы, необходимые для государственной регистрации выпуска акций, а также (если международная компания создается вформе публичного АО) проспект акций и договор о листинге акций с российской биржей (далее – эмиссионные документы).

Управляющая компания направляет эмиссионные документы для регистрации в Банк России. После регистрации эмиссионных документов Банком России управляющая компания направляет в налоговые органы документы для государственной регистрации международной компании в форме непубличного или публичного АО.

Статус международной компании предоставляется одновременно с государственной регистрацией в ЕГРЮЛ. Личным законом международной компании с момента ее государственной регистрации становится российское право.

С даты государственной регистрации международной компании она обладает всеми правами, имуществом и несет все обязанности, которые имеются у иностранного юридического лица.

В соответствии с российским законодательством, создание международной компании не является реорганизацией иностранного юридического лица, не влияет на сроки исковой давности, не предоставляет кредиторам права требовать досрочного исполнения обязательств и т.д.

Особенности учета прав на акции и ведения реестра акционеров международной компании, созданной в форме АО.

Акции иностранного юридического лица признаются акциями российского акционерного общества со статусом международной компании с даты государственной регистрации международной компании (при условии, что Банк России зарегистрировал выпуск таких акций).

К размещению, обращению таких акций, их учету и осуществлению прав акционеров по ним применяется российское законодательство, с особенностями, предусмотренными Законом о международных компаниях.

Общий принцип состоит в том, что лица, которые были акционерами иностранного юридического лица на дату государственной регистрации международной компании, должны получить тот же объем прав в качестве акционеров международной компании.

Общее количество акций международной компании каждой категории (типа) должно соответствовать общему количеству акций иностранного юридического лица соответствующей категории (типа) на дату государственной регистрации международной компании.

Акции международной компании принадлежат лицам, которые на дату ее государственной регистрации являлись акционерами иностранного юридического лица, в соответствующем количестве.

Права по акциям международной компании должны соответствовать правам, которые предоставлялись акционерам иностранного юридического лица.

Если объем прав, которые предоставлялись поакциям иностранного юридического лица, не соответствует российскому законодательству, то такие права сохраняются при государственной регистрации «первичного» выпуска акций международной компании, но размещение новых акций справами, не соответствующими российскому законодательству, запрещено.

Держатель реестра акционеров международной компании (далее – держатель реестра) «открывает лицевые счета и вносит первыезаписи по ним … на основании данных реестра владельцев акций иностранного юридического лица и (или) документов, связанных с ведением указанного реестра, по состоянию на дату государственной регистрации международной компании».

Закон о международных компаниях не устанавливает точный перечень документов и сведений, которые должны быть предоставлены держателю реестра для формирования и начала ведения реестра акционеров международной компании. Вероятно, в каждом случае держатель реестра будет решать данный вопрос индивидуально по согласованию с международной компанией.

В отличие от «обычных» АО, в реестре акционеров международной компании могут напрямую открываться лицевые счета иностранного номинального держателя, иностранного уполномоченного держателя или цевой счет депозитарных программ (далее – счета иностранных учетных организаций).

Открытие этих счетов необходимо, чтобы зачислить на них акции, причитающиеся акционерам – клиентам иностранных учетных организаций. Далее счета иностранных учетных организаций могут использоваться только для списания акций, т.е. для «вывода» акционеров из иностранных учетныхорганизаций в российскую учетную систему.

Лицевой счет владельца может быть открыт в реестре по заявлению иностранной учетной организации,  т.е. без участия самого владельца акций и предоставления анкеты и прочих документов, которые обычно требуются для открытия лицевого счета.

Переход прав на акции международной компании будет осуществляться по распоряжению лица, со счета которого списываются акции, при условии «обоснованной уверенности» регистратора, что обратившееся лицо является лицом, со счета которого списываются акции, либо имеет необходимые полномочия на распоряжение акциями.

В целом, Закон о международных компаниях позволяет применять более гибкий подход к ведению реестра акционеров международной компании, чем к ведению реестра «обычного» АО, т.к. невозможнозаранее урегулировать все нестандартные ситуации, которые будут возникать при «переносе» в российскую учетную систему сведений об акционерах иностранного юридического лица, ставшего международной компанией.

Особенности деятельности международных компаний. Налогообложение дивидендов.

По заявлению международной компании доступ к сведениям ЕГРЮЛ о лицах, которые вправе действовать от ее имени бездоверенности, и об участниках международной компании может быть ограничен (т.е. такие сведения не будут находиться в открытом доступе и не могут быть предоставлены никому, кроме самой международной компании, Банка России и прочих уполномоченных органов).

В целях Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" международные компании признаются нерезидентами, и на них не распространяются ограничения по совершению валютных операций, которые установлены для резидентов- «обычных» российских юридических лиц.

В целях налогового законодательства международные компании, напротив, признаются российскими организациями (т.е. «налоговыми резидентами» РФ).

Если международная компания соответствует условиям, указанным в ст. 24.2 НК РФ, то она признается «международной холдинговой компанией» (далее – МХК) и с 1 января 2019г. получает дополнительные налоговые льготы, в том числе:

- ставка налога на прибыль 0% по доходам, которые МХК получила в виде дивидендов, при соблюдении всех следующих условий: а) МХК непрерывно в течение не менее 365 дней владеет не менее чем 15% вкладом (долей) в организации, выплачивающей дивиденды, и б) организация, выплачивающая дивиденды, не имеет постоянное местонахождение в одной из офшорных зон, перечень которых утвержден Минфином России;

- ставка налога на прибыль 5% по доходам, полученным иностранными лицами в виде дивидендов по акциям (долям) МХК, если надату выплаты дивидендов МХК является публичной компанией (льгота действует до01.01.2029г.)

- ставка налога на прибыль 0% к налоговой базе, определяемой по доходам МХК от реализации или иного выбытия (в том числепогашения) долей участия в уставном капитале и акций российских и (или) иностранных организаций, при соблюдении условий, предусмотренных ст. ст. 284.2 и 2847 НК РФ;

- при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы международной холдинговой компании в виде прибыли контролируемых иностранных компаний (льгота действует до 01.01.2029г.)

Указанные налоговые льготы вступают в силу с 01.01.2019г.

Прекращение статуса международной компании.

Управляющая компания ежегодно проверяет соответствие международной компании требованиям, установленным законом.

Если международная компания не соответствует установленным требованиям, то ей дается срок в 6 месяцев для исправления нарушений. Если нарушения не устранены, то управляющая компания направляет в налоговые органы уведомление о прекращении статуса международной компании.

После внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении статуса международной компании она продолжает свою деятельность как «обычное» российское АО или ООО.

Другие основания для прекращения статуса международной компании, с продолжением ее деятельности в качестве «обычного» юридического лица:

- по решению самой международной компании в добровольном порядке;

- присоединение к международной компании юридического лица, не зарегистрированного на территории специального административного района;

- слияние, разделение или присоединение международной компании к иному юридическому лицу.

Международная компания может с согласия Правительства РФ перерегистроваться в иностранном государстве, в результате чего она будет исключена из ЕГРЮЛ и продолжит свою деятельность в качестве иностранного юридического лица, зарегистрированного за пределами РФ.

?РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ

Правительство РФ определило случаи, когда эмитенты вправе не раскрывать информацию в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг».

13 августа 2018г. опубликовано Постановление Правительства РФ от 20.01.2018 №37 "Об особенностях раскрытия информации, подлежащей раскрытию в соответствии с требованиями Федерального закона "О рынкеценных бумаг" (далее – Постановление №37).

Постановление №37 действует с 21 августа2018г., при этом с 29 августа 2018г. – с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 17.08.2018г. №959.

Напомним, что в соответствии с пунктом 6 статьи 30.1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" (далее – Закон о РЦБ) Правительство РФ может определить:

- случаи, в которых эмитенты вправе не раскрывать информацию, подлежащую раскрытию в соответствии со статьей 30 Закона о РЦБ, и (или) ограничить состав и (или) объем раскрываемой информации;

- лиц, в отношении которых эмитенты вправе не раскрывать информацию и (или) ограничить состав и (или) объем раскрываемой информации.

Постановление №37 устанавливает, что эмитенты вправе не раскрывать информацию и (или) ограничить состав и (или) объем раскрываемой информации в следующих случаях:

- если раскрытие эмитентом информации в отношении лица, к которому применяются иностранные санкции («меры ограничительного характера, введенные иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами …»), приводит (может привести) к применению иностранных санкций в отношении эмитента и (или) иных лиц;

- если иностранные санкции уже применяются в отношении эмитента.

Если эмитент принял решение не раскрывать информацию, то он должен проинформировать Банк России о предпринятых им ограничениях по раскрытию информации.

Постановление №37 оставляет открытым вопрос, кто и в каком порядке может проверить либо оспорить решение эмитента не раскрывать или ограничить объем раскрываемой информации по мотиву несоразмерности ограничений, предпринятых эмитентом, целям, указанным в Постановления №37.

НОВОСТИ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Правительство РФ определило порядок сбора финансовыми организациями информации о своих клиентах и ее предоставления налоговым органам для международного автоматического обмена с иностранными государствами.

Указанный порядок утвержден Постановлением Правительства РФ от 16.06.2018 № 693 "О реализации международного автоматического обмена финансовой информацией с компетентными органами иностранных государств (территорий)" (далее – Постановление №693).

Напомним, что в 2017 году Налоговый кодекс РФ был дополнен положениями о международном автоматическом обмене информацией между российскими и иностранными налоговыми органами[3].

Для целей такого обмена, организации финансового рынка РФ[4] (в том числе банки, страховые компании, брокеры, депозитарии, депозитарии, доверительные управляющие), должны предоставлять в ФНС России сведения о клиентах, их выгодоприобретателях и контролирующих лицах, в отношении которых выявлено, что они являются налоговыми резидентами иностранных государств (территорий).

Постановление № 693 устанавливает детальный порядок сбора и предоставления такой информации организациями финансового рынка.

Если договор заключается с новым клиентом 19июля 2018г. или позднее, организация финансового рынка обязана при заключении договора запросить у потенциального клиента информацию о его налоговом резидентстве.

В отношении действующих клиентов, договоры с которыми заключены до 19 июля 2018 г., организация финансового рынка обязана проанализировать имеющуюся информацию и признать клиента налоговым резидентом иностранногого сударства при выявлении любого «признака принадлежности к иностранном угосударству», пока клиент документально не подтвердит иное.

«Признаки принадлежности к иностранному государству» можно разделить на прямые (идентификация физического лица вкачестве иностранного налогового резидента, место учреждения юридического лица в иностранном государстве) и косвенные. К косвенным признакам относятся:

- для физических лиц: контактные данные в иностранном государстве (адрес, номер телефона при отсутствии номера телефонана территории РФ), постоянное поручение на перечисление средств на счет либо адрес в иностранном государстве,  доверенность или право подписи, предоставленные лицу, постоянно проживающему на территории иностранного государства;

- для юридических лиц и структур без образования юридического лица: адрес (в том числе адрес головного офиса, органа управления или управляющей структуры) в иностранном государстве.

В таком же порядке устанавливается налоговое резидентство:

- выгодоприобретателя (если клиент действует винтересах третьего лица);

- контролирующих лиц клиента, выгодоприобретателя (если клиент или выгодоприобратетель в соответствии с Постановлением №693 признается «пассивной нефинансовой организацией»).

Если клиент, его выгодоприобретатель или контролирующее лицо признаны налоговым резидентом иностранного государства, то организация финансового рынка обязана предоставить в ФНС России  информацию о клиенте и его имуществе и доходах («стоимость договора»). Договоры с такими клиентами признаются «договорами, требующими предоставления финансовой информации».

Например, для банковских счетов и вкладов «стоимостью договора» является остаток денежных средств на счете (вкладе) наконец отчетного периода и сумма начисленных и выплаченных процентов в течение отчетного периода; для депозитарных договоров - стоимость имущества, учитываемого на счетах депо клиента на конец отчетного период, и общая сумма доходов по ценным бумагам, полученных в течение отчетного периода (дивиденды, выплаты от продажи и т.д.).

Впервые организации финансового рынка должны были предоставить информацию в ФНС России не позднее 31 июля 2018 года за отчетный 2017 год. При этом за 2017 год информация о клиентах – физических лицах предоставляется только в том случае, если стоимость договора с клиентомпревышает 1 млн. долл. США, о клиентах – юридических лицах – если стоимость договора превышает 250 тыс. долл. США.

В дальнейшем информация должна предоставляться ежегодно не позднее 31 мая.

В те же сроки организации финансового рынка обязаны предоставлять в ФНС России информацию:

- об отсутствии у них на обслуживании налоговых резидентов иностранных государств;

- о договорах, в отношении которых отсутствует возможность получения финансовой информации;

- о "спящих" договорах (такой статус присваивается организацией финансового рынка, если  клиент имеет признаки принадлежности к иностранному государству, но в течение 3 лет не совершал операции и в течение 6 лет не обращался в организацию финансового рынка).

За нарушение обязанностей, предусмотренных Постановлением № 693, налоговые санкции не применяются, если нарушение выявлено в 2017 – 2019гг.

Постановление № 693 вступило в силу 19 июля2018г.

ОБ ИЗМЕНЕНИИ ПОРЯДКА ПОДГОТОВКИ, СОЗЫВА И ПРОВЕДЕНИЯ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ АКЦИОНЕРОВ

На официальном сайте Банка России в сети Интернет опубликован новый проект Положения "Об общих собраниях акционеров" (далее – Проект).

Проект должен заменить Положение о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров, утвержденное Приказом ФСФР России от 02.02.2012 №12-6/пз-н.

Проект учитывает изменения, внесенные за последние 5 лет в ГК РФ и Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ "Обакционерных обществах" (далее – Закон об АО).

Из наиболее важных нововведений можно отметить следующие.

Проект допускает созыв, подготовку и проведение ОСА в непубличных АО по иным правилам (далее – "нестандартные положения"), чем правила, которые установленыв самом Проекте.

Нестандартные положения о порядке подготовки, созыва и проведения ОСА в непубличном АО могут быть предусмотрены уставом, при соблюдении двух условий: (i) такие положения включены в устав порешению ОСА, принятому единогласно всеми акционерами; (ii) такие положения устава не лишают лиц, имеющих право на участие в ОСА, права на участие в нем и на получение информациио нем (пункт 1.3 Проекта).

Нестандартные положения о созыве ОСА вне публичном АО могут быть предусмотрены акционерным соглашением, при соблюдениитрех условий: (i) сторонами акционерного соглашения являются все акционеры; (ii) положения акционерного соглашения нелишают лиц, имеющих права на участие в ОСА, права на участие в нем и получение информации о нем; (iii) сведения о таких положениях акционерного общества известны самому непубличномуАО (пункт 1.4. Проекта).

Проект детально регулирует порядок представления требований о проведении внеочередных ОСА и внесения предложений в повестку дня ОСА клиентами номинальных держателей, а также в тех случаях, когда такие требования (предложения) исходят от нескольких акционеров, действующих совместно, или от одного акционера, который учитывает права на свои акции в разных местах (пункты 2.1. – 2.18 Проекта).

В частности, Проект закрепляет правило, что если акционеры действуют совместно, то они могут представлять требования опроведении вне очередных ОСА и вносить предложения в повестку дня как вместе (путем направления (вручения) одного документа, подписанного всеми акционерами), так и по отдельности (путем направления (вручения) нескольких документов, каждый из которых подписан одним или несколькими из акционеров, действующих совместно, либо путем дачи каждым из акционеров инструкций своему номинальному держателю).

Если таких документов или инструкций несколько, то они: (i) не должны различаться "по существу" предложения или требования; (ii) должны содержать сведения, которые позволяют идентифицировать всех акционеров, действующих совместно; (iii) должны содержать одну и ту же дату, на которую указывается количество принадлежащих акционерам акций.

Если устав предусматривает несколько способов сообщения о проведении ОСА, то акционер, зарегистрированный в реестре, вправе сам выбрать, каким способом получать сообщение (п. 3.2. Проекта).

Сведения о выбранном способе сообщения опроведении ОСА могут содержаться в анкете зарегистрированного лица в реестре.

Для акционеров, зарегистрированных в реестре, которые не выбрали (т.е. не указали в анкете) конкретный способ сообщения опроведении ОСА, способ сообщения будет определяться советом директоров при подготовке к проведению ОСА (п. 3.2. Проекта).

Установлены дополнительные требования к направлению материалов номинальным держателям (п.3.10. Проекта).

Проект требует, чтобы номинальным держателям направлялись не только формулировки решений по вопросам повестки дня ОСА, но исобственно "бюллетени (тексты бюллетеней)"[5], вследующие сроки:

- не позднее чем за 20 дней до проведения ОСА;

- если общество до проведения ОСА направляет или вручает бумажные бюллетени акционерам, зарегистрированным в реестре, или публикует бюллетени - не позднее направления (вручения) бюллетеней акционерам, зарегистрированным в реестре, или публикации бюллетеней.

В настоящее время Закон об АО и иные нормативные акты не устанавливают четкие сроки направления формулировок решений и текстов бюллетеней номинальным держателям и не требуют в обязательном порядке направлять номинальным держателям тексты бюллетеней[6]. Это создает трудности для клиентов номинальных держателей, которые хотят проголосовать на ОСА "традиционным способом" (бумажным бюллетенем). Проект предлагает решение данной проблемы.

Детализирован порядок регистрации и голосования в электронной форме.

Если устав общества предусматривает возможность заполнения бюллетеня в электронной форме на сайте в сети Интернет, то в качестве такого сайта можно использовать только сайт самого общества, его регистратора или центрального депозитария (п. 4.3. Проекта).

Идентификация, авторизация, регистрация лиц, участвующих в ОСА путем заполнения электронной формы бюллетеня на сайте в сети Интернет ("без присутствия в месте проведения ОСА") может осуществляться одним из следующих способов (п. 4.11 Проекта):

1) с использованием государственных информационных систем;

2) с использованием единой системы идентификациии аутентификации (ЕСИА) при использовании усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи;

3) с использованием квалифицированных сертификатов ключей проверки электронной подписи;

4) с использованием оригиналов документов и (или) их копий, заверенных в установленном законодательством порядке.

Голосование по вопросам о выборе членов Совета директоров и иных органов, избираемых кумулятивным голосованием, будет более прозрачным.

Перед началом обсуждения вопроса об избрании (образовании) органа общества, члены которого избираются кумулятивным голосованием, до сведения лиц, присутствующих на ОСА, должна быть доведена информация о числе голосов, отданных за каждого из избираемых кандидатов, по бюллетеням, которые получены или электронная форма которых заполнена на сайте всети "Интернет" не позднее чем за два дня до даты проведения ОСА(пункт 4.13 Проекта).

Таким образом, те лица, которые голосуют за избрание Совета директоров непосредственно на ОСА, получат информацию о количестве голосов, отданных за каждого кандидата акционерами, проголосовавшими заранее, и смогут распределить свои голоса с учетом этой информации.

Если решение по вопросу о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа, членов коллегиального исполнительного органа, членов совета директоров, членов ревизионной комиссии (ревизора), членов счетной комиссии не принято, то итоги голосования по вопросу об избрании нового органа не подводятся (пункт 4.30 Проекта).

В настоящее время данное правило предусмотрено только для избрания совета директоров.

Предусматривается, что Проект вступит в силу по истечении 10 дней после его официального опубликования.

С Проектом можно ознакомиться в прилагаемом к настоящему обзору файле.


[1]И при условии, что иностранноеюридическое лицо не имеет постоянное местонахождения в офшорной зоне изперечня, утвержденного Минфином России в соответствии со ст. 284 НК РФ

[2]Управляющейкомпанией для о. Русский является Корпорация развития Дальнего Востока или еедочернее общество, а для о. Октябрьский – федеральный орган исполнительнойвласти, который будет определен Правительством РФ, пока для этих целей не будетсоздана отдельная организация.

[3] См. Федеральный закон от 27.11.2017 №340-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса РоссийскойФедерации в связи с реализацией международного автоматического обменаинформацией и документацией по международным группам компаний" сообщалось вОбзоре изменений законодательства с 27 ноября 2017 года по 8 декабря 2017 года.

[4] Полный перечень организаций финансовогорынка см. в ст. 142.1 НК РФ.

[5]Указанныематериалы направляются в адрес номинальных держателей в электронной форме черезрегистратора.

[6]Банк России вписьме от 01.06.2018 № 55-5-2-3/1242 рекомендовал депозитариям передавать своимклиентам бюллетень для голосования, если депозитарий получил его отрегистратора или "вышестоящего" депозитария, вместе с материалами кОСА.