NRC-ROST

+7 (495) 989-76-50

Мониторинг законодательства и судебной практики №45 (04 июня - 22 июля 2018)


ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ И РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ

Опубликован закон об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг Федеральный закон от 04.06.2018 №123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг"1.


Закон вводит обязательный досудебный порядок урегулирования требований физических лиц – потребителей финансовых услуг к финансовым организациям. Такие требования, до их предъявления в суд, должны быть направлены уполномоченному лицу по правам потребителей финансовых услуг (далее – финансовый уполномоченный).

Закон предусматривает создание должности главного финансового уполномоченного, а также финансовых уполномоченных "в сферах финансовых услуг". Все они будут назначаться Советом директоров Банка России.

Досудебный порядок урегулирования спора с помощью финансового уполномоченного является обязательным, если финансовая организация "взаимодействует" с финансовым уполномоченным и размер денежных требований потребителя к такой финансовой организации не превышает 500 тыс. руб. Исключением являются споры об ОСАГО, которые рассматриваются финансовым уполномоченным независимо от размера денежных требований.

Финансовые организации, обязанные взаимодействовать с финансовым уполномоченным:

-          страховые организации (кроме организаций, осуществляющих исключительно обязательное медицинское страхование);

-          микрофинансовые организации;

-          кредитные потребительские кооперативы;

-          ломбарды;

-          кредитные организации;

-          негосударственные пенсионные фонды.

Остальные финансовые организации, в том числе профессиональные участники рынка ценных бумаг, вправе взаимодействовать с финансовым уполномоченным на добровольной основе.

Уполномоченный рассматривает требования только к действующим финансовым организациям. Если лицензия на оказание финансовых услуг отозвана, организация находится впроцессе ликвидации, фактически прекратила деятельность и т.д., то потребитель вправе обратиться сразу в суд.

Процедура досудебного урегулирования спора с участием финансового уполномоченного состоит из нескольких этапов.

Сначала потребитель должен обратиться со своими требованиями в финансовую организацию. Если финансовая организация не рассмотрела обращение в установленный срок или потребитель не удовлетворен ее ответом, то потребитель вправе обратиться к финансовому уполномоченному.

Результатом обращения потребителя к финансовому уполномоченному может быт��:

-          соглашение между потребителем и финансовой организацией, достигнутое при участии уполномоченного; или

-          решение финансового уполномоченного по существу спора.

Если организация не исполнила соглашение или решение финансового уполномоченного о полном или частичном удовлетворении требований потребителя, то уполномоченный выдает потребителю "удостоверение", которое является исполнительным документом и может быть предъявлено к принудительному исполнению. Кроме того, потребитель вправе взыскать с финансовой организации штраф в размере 50 % от суммы своих требований, подлежавших удовлетворению.

Финансовая организация или потребитель, не согласные с решением финансового уполномоченного, вправе обжаловать это решение в суд. Обжалование решения финансового уполномоченного само по себе не приостанавливает его исполнение.

Закон отводит Банку России 90 дней, чтобы учредить службу обеспечения деятельности финансового уполномоченного.

Взаимодействие с финансовым уполномоченным становится обязательным:

-          для страховых организаций, осуществляющих деятельность по автострахованию (в т.ч. ОСАГО), – по истечении 270 дней после вступления закона в силу;

-          для страховых организаций, осуществляющих иные виды страхования, - по истечении 450 дней после вступления закона в силу;

-          для микрофинансовых организаций – с 01 января 2020 года;

      -          для кредитных потребительских кооперативов, ломбардов, кредитных организаций и негосударственных пенсионных фондов – с 1 января 2021 года.

     Закон вступит в силу 3 сентября 2018 года, за исключением отдельных положений, в отношении которых установлены иные, более поздние сроки вступления в силу.


1 О принятом Государственной Думой РФ Законопроекте № 517191-6 "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" сообщалось в Обзоре изменений законодательства с 14 мая 2018 года по 27 мая 2018 года.



Президент РФ получил полномочия устанавливать особые правила для хозяйственных обществ, эмитентов и профессиональных участников рынка ценных бумаг в отдельных сферах деятельности.

04 июня 2018 года опубликован Федеральный закон от 04.06.2018 № 133-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части 15 статьи 5 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с принятием Федерального закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" (далее – Закон №133-ФЗ).

Закон№ 133-ФЗ вносит поправки в Федеральные законы "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)", "О банках и банковской деятельности", "Об исполнительном производстве" и др., с целью привести их в соответствие с Федеральным законом "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг".

Наибольший интерес представляет статья 12 Закона № 133-ФЗ:

"Особенности создания, реорганизации, ликвидации и правового положения хозяйственных обществ в отдельных сферах деятельности, включая реализацию обязанности по хранению, раскрытию или предоставлению информации об их деятельности, совершения сделок, включая их нотариальное удостоверение и учет, особенности правового положения эмитентов и профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также особенности учета информации о ценных бумагах в отдельных сферах деятельности в исключительных случаях могут устанавливаться Президентом Российской Федерации".

В соответствии с буквальным содержанием данной статьи, Президент РФ наделен правом, без внесения поправок в соответствующие федеральные законы, собственными актами устанавливать исключения из общих правил, предусмотренных Федеральными законами "Об акционерных обществах", "Об обществахс ограниченной ответственностью", "О рынке ценных бумаг" и т.д., для юридических лиц в отдельных сферах отдельности. В том числе исключения могут касаться корпоративного управления, раскрытия информации эмитентами, учета ценных бумаг.



Принят закон о противодействии хищению денег со счетов клиентов, в том числе при операциях по банковским картам.

27 июня 2018 года опубликован Федеральный закон от 27.06.2018 № 167-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия хищению денежных средств" (далее – Закон № 167-ФЗ).

Основной целью Закона №167-ФЗ является четкая регламентация действий организаций, задействованных в переводе денег со счета клиента, при возникновении подозрений, что перевод осуществляется без согласия клиента (т.е. мошенническим образом).

Закон № 167-ФЗ вносит поправки в Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ "О национальной платежной системе", согласно которым оператор по переводу денежных средств (т.е. банк или другая организация, имеющая право в соответствии с законодательством РФ осуществлять перевод денег) при выявлении признаков, что операция по переводу денег совершается без согласия клиента, обязан:

   -          приостановить совершение такой операции на срок не более 2 рабочих дней;
   -          незамедлительно уведомить клиента в порядке, предусмотренном договором;
   -          возобновить и исполнить операцию (т.е.списать деньги), если клиент подтвердил совершение операции или если в течение 2 рабочих дней после приостановления операции от клиента не получен ответ.

Такой же порядок будет действовать и для операций по банковским картам и другим электронным средствам платежа.

Признаки перевода денег без согласия клиента будут установлены Банком России и размещены на его официальном сайте. Операторы по переводу денежных средств будут обязаны руководствоваться этими признаками при выявлении подозрительных списаний со счетов клиентов.

Закон № 167-ФЗ устанавливает обязанности не только для оператора, обслуживающего клиента, с чьего счета списываются деньги, но и оператора, обслуживающего получателя денег.

Если банк (иной оператор), обслуживающий получателя, получил уведомление от банка (иного оператора), обслуживающего плательщика, уведомление о приостановлении операции до того, как деньги были зачислены на счет получателя, то банк получателя обязан приостановить зачисление денег на срок до 5 рабочих дней и незамедлительно уведомить об этом получателя.

Если получатель в течение указанного срока представит документы, подтверждающие обоснованность получения денег, то банк (иной оператор), обслуживающий получателя, зачисляет деньги на счет получателя. Если получатель не представит такие документы, то деньги возвращаются лицу, со счета которого они были списаны.

Вопросы, на которые Закон №167-ФЗ не дает ответы:

-          на основании каких критериев банк (иной оператор), обслуживающий получателя денег, будет оценивать документы, предоставленные для подтверждения "обоснованности" получения денег;

-          как защитить права клиента, со счета которого списаны деньги, если банк (иной оператор), обслуживающий получателя, находится за пределами РФ и не является участником российской национальной платежной системы.

Операторы по переводу денежных средств, операторы платежных систем, операторы услуг платежной инфраструктуры будут обязаны информировать Банк России обо всех случаях списания и (или) попытках перевода денег без согласия клиента.

Кроме того, Банк России будет устанавливать требования к обеспечению защиты информации, обязательные для кредитных и некредитных финансовых организаций (в том числе профессиональных участников рынка ценных бумаг).

Закон № 167-ФЗ вступает всилу 26 сентября 2018 года.



СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Верховный Суд РФ разъяснил, как применять положения о крупных сделках и сделках с заинтересованностью.


Постановление Верховного Суда РФ от 26 июня 2018 года № 27 "Об оспаривании крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность" (далее – Постановление № 27) разъясняет новую редакцию положений Федеральных законов "Об акционерных обществах" и "Об обществах с ограниченной ответственностью" о таких сделках, которая действует с 1 января 2017 г.

Наиболее интересные разъяснения, данные Верховным Судом РФ:

-        как определить, является сделка крупной или нет: количественный и качественный критерий (п.п. 9 и 11-15 Постановления №27);

-        действия по урегулированию спора в суде (мировое соглашение, признание иска, отказ от иска) тоже могут быть крупной сделкой или сделкой с заинтересованностью (п. 8);

-        заключение о крупной сделке: как правильноего оформить, что будет, если такого заключения нет (п. 10);

-        кого считать "выбывшими" членами Совета директоров, голосование которых не требуется по вопросу об одобрении крупной сделки (п. 15);

-        подконтрольные организации не вправе голосовать на общем собрании акционеров (участников) по вопросу об одобрении сделки, в которой заинтересовано их контролирующее лицо (п. 23);

-         о чем должны знать контрагенты перед совершением сделок с обществом (п.п. 18,27);

-         как считать срок исковой давности при оспаривании сделок (п.п. 2, 3);

-         акционер (участник) общества, который приобрел акции (доли) после совершения сделки, вправе оспорить сделку (п. 7);

-         оставлено в силе разъяснение Высшего Арбитражного Суда РФ, что договоры с работниками тоже могут быть крупной сделкой или сделкой с заинтересованностью (п. 30 Постановления №27, подп. 1 п.10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 16.05.2014 №28).

Подробнее о разъяснениях Верховного Суда РФ можно прочитать здесь.



НОВОСТИ И ПРОЕКТЫ БАНКА РОССИИ


Банк России дополнил свои рекомендации по направлению бюллетеней для голосования акционерам, акции которых учитываются в депозитариях.


Напомним, что после внесения изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах", вступивших в силу в 2016 году [1], акционерное общество направляет бюллетени только акционерам, зарегистрированным в реестре акционеров.

Что касается акционеров, являющихся клиентами депозитариев, то законодательство обязывает акционерное общество направить таким акционерам в порядке, предусмотренном законодательством о рынке ценных бумаг (т.е. через регистратора, который по электронным каналам связи передает полученную от общества информацию депозитариям) сообщение о проведении общего собрания акционеров и материалы к общему собранию акционеров.

Комплект обязательных материалов к общему собранию акционеров определен Законом об АО и другими нормативными правовыми актами, и бюллетень для голосования в этот комплект не входит.

В связи с этим возник вопрос, каким образом акционеры – клиенты депозитариев могут получить бюллетень, если они хотят проголосовать на общем собрании акционеров "традиционным способом" (путем заполнения бюллетеня на бумажном носителе).

Год назад Банк России выпустил Информационное письмо от 08.06.2017 № ИН-06-28/27, в котором рекомендовал акционерным обществам направлять вместе с материалами, подлежащими предоставлению при подготовке к общему собранию акционеров, бюллетень для голосования.

В этом году Банк России дополнительно выпустил Информационное письмо от 01.06.2018 № 55-5-2-3/1242, в котором рекомендовал депозитариям передавать своим клиентам бюллетень для голосования, если депозитарий получил их от регистратора или "вышестоящего" депозитария, вместе с материалами к общему собранию акционеров.

Оба письма Банка России носят рекомендательный характер, поскольку обязанность направлять акционерам, являющимся клиентами депозитариев, бюллетень для голосования действующим законодательством не предусмотрена.



Банк России обновил порядок рассылки банкам и другим финансовым организациям "черного списка" Росфинмониторинга.

24 июня 2018 года вступило в силу Положение Банка России от 30.03.2018 № 639-П "О порядке, сроках и объеме доведения до сведения кредитных организаций и некредитных финансовых организаций информации о случаях отказа от проведения операции, отказа от заключения договора банковского счета (вклада) и (или) расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом, об устранении оснований принятия решения об отказе от проведения операции, об устранении оснований принятия решения об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), об отсутствии оснований для расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом" (далее – Положение № 639-П).

Напомним, что в соответствии с пунктами 13 – 13.2 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001№ 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее – Закон № 115-ФЗ) банки, профессиональные участники рынка ценных бумаг и другие организации, обязанные исполнять Закон № 115-ФЗ, уведомляют Росфинмониторинг:

-          о случаях отказа организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, от выполнения распоряжения клиента о совершении операции;

-          о случаях отказа от заключения договоров банковского счета (вклада);

-          о случаях расторжения кредитными организациями договоров банковского счета (вклада) с клиентом;

если отказ или расторжение договора (далее – отказ в обслуживании) был сделан по основаниям, предусмотренным Законом №115-ФЗ.

Росфинмониторинг направляет полученную информацию в Банк России, который доводит ее до сведения банков, профессиональных участников рынка ценных бумаг и других финансовых организаций, поднадзорных Банку России.

В результате банки и другие финансовые организации получают полный перечень клиентов, которые получили отказ в обслуживании в любой организации, обязанной исполнять Закон № 115-ФЗ. Такой перечень обычно именуют "черным списком" Росфинмониторинга. Попадание в "черный список" существенно затрудняет или делает невозможным получение финансовых услуг в России, если только клиент не будет "реабилитирован" (исключен из "черного списка") в установленном порядке.

Положение № 639-П в основном регулирует технические вопросы, связанные с тем, как Банк России доводит информацию о клиентах, попавших в "черный список", до сведения банков и других финансовых организаций.

Профессиональные участники рынка ценных бумаг, как и другие некредитные финансовые организации, будут получать эту информацию через свой личный кабинет на сайте Банка России, предназначенный для официального взаимодействия с Банком России в электронной форме [2].

Банк России размещает информацию в личном кабинете в течение 15 рабочих дней после ее получения от Росфинмониторинга.

Информация о "реабилитации" клиента, которому ранее было отказано в обслуживании и который по этой причине попал в "черный список", будет направляться в таком же порядке.

В связи с вступлением в силу Положения № 639-П утратило силу Положение Банка России от 20.07.2016 № 550-П, которое регулировало эти вопросы раньше.


      Банк России разработал проект Указания "О внесении изменений в Указание Банка России от 13.09.2015 № 3795-У "О порядке проведения Банком России проверок деятельности эмитентов и участников корпоративных отношений и порядке применения Банком России иных мер в целях защиты прав и законных интересов акционеров и инвесторов" (далее – Указание № 3795-У и Проект соответственно).

Указание № 3795-У регулирует порядок проведения Банком России дистанционных и выездных проверок эмитентов и других участников корпоративных отношений, поднадзорных Банку России.

Основные изменения, которые Банк России планирует внести в Указание № 3795-У:

1.     В перечень проверяемых лиц дополнительно включены владельцы облигаций и представитель владельцев облигаций. Соответственно, Банк России будет проводить выездные проверки не только на общих собраниях акционеров, но и на общих собраниях владельцев облигаций.

2.     В перечень должностных лиц Банка России, которые могут принимать решения о проверках, дополнительно включены директор Департамента корпоративных отношений Банка России и его заместители.

3.   Уточняется, что Банк России проводит проверки не "в рамках рассмотрения поступающих обращений", а "в рамках контроля и надзора за соблюдением … законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах". Данное уточнение означает, что Банку России не обязательно будет получать жалобу какого-либо лица на возможные нарушения законодательства, чтобы назначить проверку.

4.    В ходе выездных проверок на общих собраниях акционеров и владельцев облигаций представители Банка России будут вправе требовать и получать устные разъяснения не только от эмитента, но и от лица, выполняющего функции счетной комиссии.

Если на общем собрании отсутствует представитель эмитента, то представители Банка России будут вручать поручение на проведение проверки лицу, осуществляющему функции счетной комиссии, или председательствующему на собрании.

5.     Стандартный срок исполнения предписания Банка России об устранении нарушений составляет, как и раньше, 30 рабочих дней, однако Банк России будет вправе устанавливать любой более длительный срок исполнения, если для устранения нарушения требуется проведение корпоративных процедур или совершение иных действий, предусмотренных законодательством, уставом или внутренними документами поднадзорного лица.

  Также Банк России будет вправе по собственной инициативе отменять, изменять предписание или продлевать срок его исполнения.

Ознакомиться с Проектом Указания можно здесь.



НОВОСТИ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА


Минфин России разъяснил порядок налогообложения доходов от операций с криптовалютой.

Минфин России в письме от 17.05.2018 № 03-04-07/33234 на вопрос об уплате налога на доходы физических лиц при совершении ими операций по покупке и продаже криптовалюты сообщил, что особый порядок налогообложения доходов физических лиц при совершении операций с криптовалютой, а также сам правовой статус криптовалюты Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) не установлен.

Минфин России полагает, что налоговая база по операциям купли-продажи криптовалюты определяется в рублях как превышение общей суммы доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи криптовалюты, над общей суммой документально подтвержденных расходов на ее приобретение.

При этом Минфин России ссылается на абзац первый подпункта 2 пункта 2 статьи 220 НК РФ, согласно которому "налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества".

Данный порядок Минфин России считает возможным применять до законодательного урегулирования вопросов, связанных с обращением и налогообложением криптовалюты.


[1] Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 210-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательныеакты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положенийзаконодательных актов Российской Федерации".

[2] См. УказаниеБанка России от 03.11.2017 № 4600-У "О порядке взаимодействия Банка Россиис кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями и другимиучастниками информационного обмена при использовании ими информационныхресурсов Банка России, в том числе личного кабинета".